Эта страница для моих учеников. Все остальные посетители сайта могут
либо пользоваться, либо не пользоваться этими материалами - каждый
выбирает для себя.
билеты без ответов (скачать)
Ответы на билеты
одним файлом (скачать)
1. Черты
классицизма в поэзии М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина (творчество
одного из
поэтов по выбору экзаменуемого).
2. Роль эпизода встречи Башмачкина со «значительным лицом» в проблематике повести Н.В. Гоголя «Шинель».
3. В чем смысл названия рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»?
1. Образ
«вещего» поэта и тема творчества в лирике А.С. Пушкина.
2. Сцена бала и ее место в проблематике рассказа Л.Н. Толстого «После бала».
3. Как характеризуют Софью, Митрофана и г-жу Простакову их слова и поступки в финале пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
1. Помещичья
Русь и ее представители в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
2. Изображение мира природы и мира человеческой души в стихотворении Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...».
3. Что привлекает автора в Сильвио и над чем иронизирует писатель? (По повести А.С. Пушкина «Выстрел».)
Первые вопросы экзаменационных билетов в значительной мере традиционны: к ответам на эти вопросы поможет подготовиться материал учебников. Формулировки этих вопросов достаточно просты, не содержат избыточного объема терминов и понятий; они ставят проблему в обобщенном виде и предполагают ее раскрытие либо на материале конкретного художественного текста, либо с опорой на ряд произведений писателя. Эта часть экзамена выявляет прежде всего знание содержания изученных литературных произведений, понимание образной природы словесного искусства, тематики и проблематики изученных произведений, умение анализировать и интерпретировать художественный текст (ответ, связанный с анализом лирики, предполагает чтение наизусть стихотворения либо стихотворных фрагментов).
Во втором задании выпускник должен проанализировать конкретное стихотворение или фрагмент произведения (для подготовки к ответу выпускнику предлагается художественный текст). На этом этапе осуществляется проверка знания содержания курса, а также умения самостоятельно работать с текстом, делать свои наблюдения и выводы в связи с поставленной проблемой. На этапе подготовки к этой части экзамена учебники и пособия могут помочь в меньшей степени, нежели при подготовке ответов на первый вопрос билетов. Важную роль в определении качества ответа будет играть степень сформированности умений непосредственной работы с текстом, способности анализировать его в одном из заданных аспектов.
Третье задание в каждом билете нацелено на проверку различных компетенций и прежде всего способности учащихся самостоятельно интерпретировать художественный текст. Выпускникам предлагается ответить на частный проблемный вопрос интерпретационного характера по одному из произведений школьной программы. Ответ на него не требует привлечения значительного объема литературного материала, но позволяет проявить самостоятельность мышления, умение давать собственную оценку тому или иному литературному факту.
• понимание вопросов экзаменационного билета, соответствие содержания ответа поставленным проблемам;
• привлечение необходимого объема литературного материала для ответа на вопросы, цитирование наизусть, точность в передаче фактического материала;
• аргументированность суждений, убедительность приводимых доказательств и обоснованность выводов;
• использование необходимых для ответа терминов и понятий;
• композиционная стройность ответа;
• умение выразительно читать наизусть;
• ясность и точность изложения мысли, речевая грамотность.
Предлагаемые рекомендации по оцениванию ответа выпускника не следует рассматривать как жесткий шаблон, позволяющий «автоматически» оценивать качество ответа: особое внимание должно быть уделено самостоятельности подходов к раскрытию проблемы, проявлению творческого начала, поскольку предлагаемый экзаменационный материал направлен не только на проверку знаний по предмету, но и на выявление способностей к практическому применению полученных знаний и умений, а также на раскрытие творческого потенциала учащихся.
Отметка «5» ставится, если выпускник ответил на все вопросы билета и его ответ в целом соответствовал приведенным выше требованиям.
Отметка «4» ставится, если выпускник полноценно ответил на два из трех предложенных вопросов, лишь обозначив основные позиции ответа на третий вопрос, либо ответил на все три вопроса билета, но в каждом случае его ответ не соответствовал тем или иным приведенным выше требованиям.
Отметка «3» ставится, если выпускник полноценно ответил на один из трех предложенных вопросов, лишь обозначив основные позиции ответа на два других вопроса, либо ответил на все три вопроса билета, но в каждом случае его ответ не соответствовал основным предъявляемым требованиям.
билеты без ответов (скачать)
Ответы на билеты
одним файлом (скачать)
Билет № 1
1. «Слово о
полку Игореве»: сюжет и проблематика поэмы.
События «Слова о полку Игореве» имеют подлинную
историческую основу: в 1185 году новгород-северский князь Игорь Святославич
совершил поход на половцев, его рать была разгромлена, сам Игорь взят в плен.
Изображая конкретные исторические события, автор
стремится донести до читателя мысль о необходимости объединения Руси. Автор с
великой горечью пишет: «Уж ведь, братья, невеселое время настало... Ибо сказал
брат брату: «Это мое, и то мое». И стали князья... сами на себя крамолу ковать.
А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую».
Эта важнейшая для «Слова...» идея единения выражается
и в «золотом слове» Святослава, «со слезами смешанном». Святослав упрекает
Игоря и Всеволода в самоуправстве, а русских князей — в разъединенности.
Идея защиты Русской земли и необходимости единения
изображена как призыв, идущий как бы от народа (отсюда близость «Слова...» к
произведениям фольклора), но обращен он к князьям (отсюда книжная, публицистическая
основа произведения).
2.
Столкновение тьмы и света в проблематике баллады В.А. Жуковского «Светлана».
Столкновение темного и светлого начал в балладе
связано с выражением в ней русского национального мироощущения. Вся баллада
пронизана светом русских обычаев и обрядов, народных поверий и нравов.
После превращения жениха
Светланы в мертвеца, она
Пред иконой пала в прах,
Спасу помолилась;
Й с крестом своим в руке,
Под святыми в уголке
Робко притаилась. И потому в сумрачное пространство
баллады легко впархивает светлый дух в образе «белоснежного голубка» «с
светлыми глазами». Это и есть добрый посланник небес, к которым она взывала о
помощи. Напрасно «мертвец» страшно скрежещет зубами, напрасно сверкает
«грозными очами», напрасно принимает образ «милого друга». Все завершится и
вернет героиню в прекрасный, праздничный и уютный «крещеный» мир, где ждет ее
встреча с живым и настоящим женихом.
Села (тяжко ноет грудь)
Под окном Светлана;
Из окна широкий путь
Виден сквозь тумана;
Снег на солнышке блестит,
Пар алеет тонкий...
Чу!., в дали пустой гремит
Колокольчик звонкий;
На дороге снежный прах;
Мчат, как будто на крылах,
Санки кони рьяны;
Ближе; вот уж у ворот;
Статный гость к крыльцу идет...
Кто?.. Жених Светланы.
3. С какой
целью автор поэмы «Василий Теркин» постоянно подчеркивает «обыкновенность»
своего героя?
Главным героем поэмы является рядовой Василий Теркин.
Реального прототипа у него нет. Это собирательный образ, соединяющий в себе
основные типические черты духовного облика и характера обыкновенного русского
солдата.
Теркин — кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Впрочем, парень хоть куда,
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе...
Подвиг солдата на войне показан Твардовским как
каждодневный и тяжкий ратный труд. А герой, совершающий этот подвиг, — обыкновенный,
простой солдат:
Человек простой закваски, Что в бою не чужд опаски...
То серьезный, то потешный, Он идет — святой и грешный... В образе Теркина
Твардовский акцентирует лучшие качества русского характера — смелость,
упорство, находчивость, оптимизм и огромную преданность своей родной земле.
Мать-земля родная ваша,
В дни беды и в дни побед
Нет тебя светлей и краше,
И желанней сердцу нет...
Именно в защите Родины, жизни на земле заключается
справедливость народной Отечественной войны («Бой идет, святой и правый,
смертный бой не ради славы, ради жизни на земле...»). 2. Роль эпизода встречи Башмачкина со «значительным лицом» в проблематике повести Н.В. Гоголя «Шинель».
3. В чем смысл названия рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»?
Билет № 2
1. Черты
классицизма в поэзии М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина (творчество одного из
поэтов по выбору экзаменуемого).
Русский классицизм возник во второй четверти XVIII
века и был связан с просветительской идеологией. Русские классицисты воспринимали
литературное произведение как путь к совершенствованию человеческой натуры.
Большое место в литературе классицизма занимают стихотворные жанры: оды,
басни, сатиры. Разные аспекты русского классицизма отразились в одах М.В.
Ломоносова ( высокий гражданский пафос, научная и философская тематика,
патриотическая направленность), в баснях И.А. Крылова и в комедиях Д.И.
Фонвизина.
Творчество Михаила Васильевича Ломоносова — яркий
пример классицизма в русской литературе XVIII века. Основным жанром в его
творчестве были оды — стихотворения восторженного характера в честь какого-либо
лица или значительного, торжественного события. Этот жанр давал возможность
высказаться поэтическим языком по вопросам, имеющим государственное значение.
Центральной в одах Ломоносова была тема Родины.
Ломоносов изображает величие России, обширность территории, обилие природных
богатств. Например, в «Оде на день восшествия на престол императрицы Елисаветы
Петровны, 1747 года»:
Вокруг тебя цветы пестреют
И к часы на полях желтеют;
Сокровищ полны корабли
Дерзают в море за тобою;
Ты сыплешь щедрою рукою
Свое богатство по земли. Что необходимо для
процветания и благополучия России? По мнению Ломоносова, это упорный,
напряженный труд всех слоев населения. Тема труда занимает важное место в
поэзии Ломоносова. В «Оде на взятие Хотина» (1739)
Ломоносов показывает, что победу над Турцией одержал «в труде избранной наш
народ».
«Возлюбленная тишина» для Ломоносова — это не только
установление мира между народами, но и прекращение внутренних раздоров,
сплоченность всех слоев населения в стремлении достичь «процветания» России.
2. Роль
эпизода встречи Башмачкина со «значительным лицом» в проблематике повести Н.В.
Гоголя «Шинель».
Эпизод, изображающий встречу Башмачкина со
«значительным лицом», очень важен для понимания идеи повести. «Значительное лицо»
— чиновник, наделенным импозантной фигурой, тщеславием, заносчивостью,
самодурством, высокомерием и бессердечием. Писатель выделяет выражение
«значительное лицо» курсивом и разрядкой, но в то же время лишает это лицо
имени и названия должности.
Это воплощение власти вообще, это верховный чиновник,
какого можно встретить в любом департаменте, на любой верхней ступени
бюрократической лестницы. На миг Гоголь показывает «добрые движения» в душе
«значительного лица». Это нужно и для объемной характеристики этого персонажа,
и для оттенения присущей ему злобы. «Значительное лицо», однако, лишено своей
значительности (грозность он являет напоказ перед приятелем), это миражный
образ, фигура, выставленная напоказ для поддержания страха и воздействия на
людское воображение. Но она являет свою дутую значительность и оказывает на
несчастного Башмачкина сильнейшее воздействие. Безропотный ранее герой (в
бреду он произносил самые страшные слова и даже «сквернохульничал», упоминая
его превосходительство) решается на «бунт».
3. В чем смысл
названия рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»?
В названии произведении отражена его ведущая
гуманистическая идея. Автор сосредоточил внимание на характере и судьбе
человека, который смог в жесточайших условиях остаться человеком, сохранить
душу, способную к любви и состраданию.
В герое есть что-то необычное, привлекающее внимание,
вызывающее «удивление» даже у рассказчика, прошедшего «почти всю» войну. Это
является мотивировкой особого интереса («...я весь превратился в слух») к
исповеди «уроженца Воронежской губернии» Андрея Соколова. Для него самого
воспоминания — это попытка ответить на мучающие его вопросы: «За что же ты,
жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» Он раскрывает душу не просто
перед первым встречным. Рассказчик для него родственная натура, фронтовик,
много повидавший и понимающий собеседник. В то же время герой не ищет
дружественного отношения: опыт войны научил видеть в каждом русском человеке
«брата».2. Сцена бала и ее место в проблематике рассказа Л.Н. Толстого «После бала».
3. Как характеризуют Софью, Митрофана и г-жу Простакову их слова и поступки в финале пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
Билет № 10
1. Образ
«вещего» поэта и тема творчества в лирике А.С. Пушкина.
Тема творчества (о назначении поэта и поэзии)
раскрывается в стихотворениях: «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Я памятник
себе воздвиг нерукотворный...» (1836). Поэзия — трудное и ответственное дело,
считает Пушкин. А поэт отличается от простых смертных тем, что ему дано видеть,
слышать, понимать то, чего не видит, не слышит, не понимает обыкновенный
человек. Своим даром поэт воздействует на него, он способен «глаголом жечь
сердца людей». Однако талант поэта не только дар, но и тяжелая ноша, большая
ответственность. Его влияние на людей столь велико, что поэт сам должен быть
примером гражданского поведения, проявляя стойкость, непримиримость к
общественной несправедливости, быть строгим и взыскательным судьей по отношению
к себе. Истинная поэзия, по мнению Пушкина, должна быть человечной,
жизнеутверждающей, пробуждать добрые гуманные чувства.
В стихотворениях «Свободы сеятель пустынный...»
(1823), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831), «Я памятник себе
воздвиг нерукотворный...» (1836) Пушкин рассуждает о свободе поэтического
творчества, о сложных взаимоотношениях поэта и власти, поэта и народа.
Одним из программных стихотворений Пушкина является
«Пророк». Пророк — это идеальный образ истинного поэта в его сущности и высшем
призвании. Поэт пророк изощренным вниманием проник в жизнь природы высшей и
низшей, созерцал и слышал все, что совершается, от прямого полета ангелов до
извилистого хода гадов, от круговращения небес до прозябания растения. Что же
дальше?.. Кто прозрел, чтобы видеть красоту мироздания, тот тем мучительнее ощущает
безобразие человеческой действительности. Он будет бороться с нею. Его действие
и оружие — слово. Но для того, чтобы слово правды, исходящее из жала мудрости,
не язвило только, а жгло сердца людей, нужно, чтобы само это жало было
разожжено огнем любви.
Библии принадлежит общий тон стихотворения,
невозмутимо-величавый, недосягаемо возвышенный.
Стихотворение исполнено высокого драматизма. Для этого
поэт - использует монолог, роли действующих лиц, напряженность высказываний,
остроту ситуации.
2. Сцена
бала и ее место в проблематике рассказа Л.Н. Толстого «После бала».
Порядочный, честный, окрыленный любовью Иван
Васильевич был приглашен на бал к одному богатому камергеру. Бал был шикарным:
играла хорошая музыка, был накрыт чудный ужин, но главное
— среди гостей была Варенька Б., что особенно радовало
Ивана Васильевича. Иван Васильевич почти все время танцевал с Варенькой. Она
улыбалась ему, и он был счастлив своей, любовью. Восторг, радость, любовь и
счастье перемешались в его душе, и он находился на верху блаженства. И Варенька
была благосклонна, что только увеличивало счастье.
Особенное впечатление произвел на Ивана Васильевича
отец Вари — «статный, высокий и свежий старик» с румяным лицом, бакенбардами,
подведенными к усам и «зачесанными вперед височками». Он улыбался, грудь его
была украшена орденами, «он был воинский начальник типа старого служаки
николаевской выправки». Когда хозяйка уговорила его пройтись в танце с дочерью,
он вспомнил молодость (раньше он неплохо танцевал), и, несмотря на свои года, с
достоинством, грациозностью и изяществом исполнял все «па». Дочь была
счастлива, когда им аплодировали: она искренне любила своего отца, и ее любовь
передавалась через нее и к Ивану Васильевичу. Особенно умиляли его сапоги
полковника Б. — старомодные, с квадратными носами. Поговаривали, что он не
заказывал себе новых сапог, чтобы пышнее одевать свою дочь. Ивана Васильевича
очень тронула эта забота. Он искренне полюбил отца Вареньки.
Однако после бала Иван Васильевич стал свидетелем
ужасной сцены: за то, что один солдат слабо ударил беглого татарина, полковник
стал бить его по лицу.
Эти события перевернули сознание Ивана Васильевича. Он
понял, что полковник не двуличный человек. Просто он привык всегда честно
исполнять свой долг, делать «как положено». Однако существующие объективные
социальные условия искажают натуру человека, формируют ложные представления о
долге.
3. Как
характеризуют Софью, Митрофана и г-жу Простакову их слова и поступки в финале
пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
Звучит последняя фраза Стародума: «Вот злонравия
достойные плоды!» Она и заставляет вернуться к самому началу комедии, чтобы
найти причину падения Простаковой. Не надо долго искать примеры жестокости,
бесчеловечности, тупости помещицы, которая имеет власть и силу над людьми.
Крестьян она обирает до нитки, советы Скотинина, ее брата, помогают в этом.
Слугам достается еще больше, потому что они все время на глазах, она и за
людей-то их не считает. «Харя», «бестия», «скот», «собачья дочь», «болван» —
все это адресовано тем, кто кормит семью помещицы, убирает, ухаживает. Да что
там слуги! Простакова брата родного готова сгубить, когда он становится на ее
пути. И все это ради Митрофанушки, ее надежды, ее кровинушки! Любая мать хочет
добра своему ребенку, отдает ему свою любовь и заботу. Но у Простаковой это
слепая любовь, страшная, безумная. Сама ничтожная, непорядочная, она и сына
воспитывает таким же. Будь ее воля, она бы никогда не утруждала его учебой.
Живет же Простакова неграмотной, неграмотен и ее брат, а имеют власть и богатство.
Но указы царя заставляют дворян учить детей — вот и учит она своего Митрофана
уже четыре года, а толку никакого, потому что пожалела денег для хороших учителей.
А плохие и учат плохо, да и Митрофан не поддается обучению. Невежество самой
Простаковой, ее безнравственность не имеют предела, совесть ее давно уснула,
Простакова страшна и своими поступками, и образом жизни, и принципами. Она
виновата в том, что своим воспитанием убила все человеческое в Митрофанушке,
сделала из него нравственного урода. Простакова потеряла даже чувство
опасности. Она уже не в состоянии остановиться даже тогда, когда Правдин
предупреждает о наказании.
Все идет к закономерному финалу, потому что произвол
помещицы не знает меры, а ее невежество — стыда. Госпожа Простакова наказана
сурово, но справедливо. Ее жадность, грубость, лицемерие породили плоды
злонравия, за которые ей суждено расплатиться.
Развязка
комедии внушает мысль о возможности и необходимости борьбы со злом: имение
Простаковой взято под государственную опеку, Митрофанушка отправлен на службу.
Софья и Милон обрели счастье. «Недоросль» обнажил бесчеловечность существующего
строя. 1. Поэма
М.Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение.2. Диалог Чичикова с Иваном Антоновичем в гражданской палате: тема чиновничества. (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»). 3. Почему рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг» завершается упоминанием о гибели Павлуши?
Билет № 17
1. Поэма
М.Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение.
Романтизм — направление в русской и европейской
литературе конца XVIII — первой половины XIX века. Главным предметом изображения
в романтизме становится человек, личность. Романтический герой — это, прежде
всего, сильная, неординарная натура, это человек обуреваемый страстями и
способный творчески воспринимать окружающий мир. Романтический герой, в силу
своей исключительности и необыкновенности, несовместим с обществом
обыкновенных людей, он одинок и, чаще всего, находиться в конфликте с
обыденной жизнью.
Родоначальником русского романтизма традиционно
считают В.А. Жуковского, наиболее типично и ярко романтизм проявился в поэзии
М.Ю. Лермонтова, в определенный период своего творчества дань романтизму отдали
А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.И. Тютчев.
Завершением традиции русской романтической поэмы
явилась поэма Лермонтова «Мцыри».
Мцыри — это естественный человек, который сродни
природе, особенно в ее бурных проявлениях: «О, я как брат обняться с бурей был
бы рад». Он бежал из монастыря во время грозы, когда- испуганные монахи «ниц
лежали на земле». В нем живо и активно также национальное начало, свободолюбие
горцев, их темперамент. В нем сочетаются черты силы и слабости: в нем «юность
вольная сильна» и вместе с тем он «слаб и гибок, как тростник». Взаперти он
вырос не приспособленным к жизни и воле, в чем его трагическая беда, а не вина.
Пораженный видом девушки-грузинки, недавний затворник, очевидно опасаясь
погони, не решается войти в ее дом и утолить голод. Он «дорогою прямой пустился,
робкий и немой» и скоро потерял дорогу.
Еще в начале исповеди Мцыри говорит, что променял бы
две жизни «в плену» «за одну, но только полную тревог». Монастырь осознается
героем как тюрьма. Монастырю противопоставлена вольная природа, заполняющая
собой буквально всю поэму. Она обладает первозданностью, величественна и
прекрасна.
В противоестественных для него условиях монастыря
молодой горец не утратил ни свободолюбия, ни мужества, ни памяти о родине Ему
свойственны и другие привлекательные черты. В нем есть трепетность и нежность.
Не случайно он употребляет уменьшительные суффиксы, описывая природу: облачко,
птички, ветерок, речка, серебристый голосок.
Мцыри печалит и то, что его «труп холодный и немой не
будет тлеть в земле родной».
Развязка поэмы только подразумевается. Мцыри просит
перед смертью перенести его в сад; там, среди природы, в виду Кавказа, он
рассчитывает на какой-нибудь «привет прощальный» с родины, которой так и не
достиг.
И с этой мыслью я засну,
И никого не прокляну!..
Эти слова выражают не идею примирения, а служат
выражением возвышенного, хотя и трагического, состояния: он никого не проклинает,
потому что никто индивидуально не виноват в трагическом исходе его борьбы с
судьбой. Мцыри умирает, как барс, достойно проиграв в борьбе, пред лицом
«торжествующего врага» — судьбы, и здесь он — личность. Проклинать ему
действительно некого, наоборот, монахам он обязан жизнью. Но мятежный Мцыри
предупреждает их о возможности проклятия, если они не выполнят его последнюю
просьбу и оставят умирать в тесной и душной келье.
2. Диалог
Чичикова с Иваном Антоновичем в гражданской палате: тема чиновничества. (По
поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».)
Чиновники, изображенные Гоголем, погрязли в
грабительстве и казнокрадстве. Отцы города стремятся основательно богатеть за
счет «сумм нежно любимого ими отечества». Чиновники грабят и государство, и
частных лиц, не испытывая угрызений совести.
Все чиновники связаны круговой порукой, духом
семейственности по словам писателя, они все жили между собой в ладу,
развлечениях (балах, обедах), игре в карты с утра до вечера, обращались
совершенно по-приятельски. «Любезный друг Илья Ильич! <...> Словом, всё
было очень семейственно!» С этим свойством связано и такое начало, как
отменное гостеприимство: «...вообще они были народ добрый, полны
гостеприимства, и человек, вкусивший с ними хлеба-соли или просидевший вечер за
вистом, уже становился чем-то близким».
За этими как будто симпатичными чертами скрываются
отвратительные качества, опять-таки свойственные всей корпорации чиновников.
Всех их отличает поразительное невежество. Они пребывают на крайне низкой
ступени образованности и просвещенности, и Гоголь пишет об их культуре с
нескрываемой иронией: «кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто
даже и совсем ничего не читал».
- С этим свойством связано другое — повсеместное
взяточничество. Каждая просьба, любое прошение могут рассматриваться только после
получения соответствующего подношения. Исключения делаются лишь для друзей.
Председатель палаты предупреждает Чичикова: «... чиновным вы никому' не давайте
ничего... Приятели мои не должны платить». Но закон есть закон. Обращаясь к
персонажу по прозвищу Кувшинное рыло, Чичиков поступает так, как здесь
заведено; он вынул из кармана бумажку, «положил её перед Иваном Антоновичем,
которую тот совершенно не заметил я накрыл тотчас её книгою. Чичиков хотел было
указать ему её, но Иван Антонович движением головы дал знать, что не нужно
показывать». Некто сетует, что прежде было известно, «по крайней мере, что
делать: принёс правителю, дал красную, да и дело в шляпе, а теперь по
беленькой». Алогизм этого суждения очевиден: теперь, оказывается, тоже знаешь,
что следует предпринять.
3. Почему
рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг» завершается упоминанием о гибели Павлуши?
Образы рассказа «Бежин луг» явились своеобразными
прототипами будущих героев романов Тургенева, Пять крестьянских мальчиков «Бежина луга» — это пять своеобразнейших
типов, в такой же мере народно-русских, как и общечеловеческих. Среди них
особенно выделяется Павлуша — с черными всклокоченными волосами, широкоскулый,
рябой и большеротый, с огромной (как «пивной котел») головой и
приземисто-неуклюжим телом. В простой и изношенной одежонке, он, однако,
«глядел... очень умно и прямо, да и в голосе его звучала сила». Павлуша вскоре
вполне оправдает эту характеристику, бесстрашно («без хворостинки в руке,
ночью») поскакав «один на волка». Но не одну смелость и физическую силу выказывает
у Тургенева этот особенно заинтересовавший его подросток. Среди всех ребят
только Павлуша спокойно реагирует на все страшные рассказы и таинственные звуки
ночной природы, которые так пугают остальных детей. В эти минуты он либо занят
делом (следит за варящимися «картошками»), либо тут же рационально объясняет и
самый «странный, резкий, болезненный крик» в ночи («Это цапля кричит», —
спокойно возразил Павел»). Человек цельный, чуждый всякой рефлексии и излишней
фантазии, Павлуша и есть рационалист и деятель по самой своей природе. Это
первый у будущего автора «Отцов и детей» эскиз и современного Дон-Кихота (в
тургеневской интерпретации данного типа), и не признающего, в
свой черед, никакой таинственности в природе и человеческих отношениях Евгения
Базарова. Заметьте: Павел и погибнет совершенно по-базаровски: «он убился, упав
с лошади». Его гибель доказывает неотвратимость судьбы, наличие в жизни
светлого и темного начала. Как скажет потом «повзрослевший Павлуша» — Базаров:
«Поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста». |
![]()
1. Смысл
названия и своеобразие главного героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой
нашего
времени».
2. Тема родины в стихотворении А.А. Блока «Россия». 3. Как меняется отношение Чацкого к Софье в ходе действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
Билет № 18
1. Смысл
названия и своеобразие главного героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего
времени».
Основная проблема романа «Герой нашего времени» четко
определена Лермонтовым в предисловии: он рисует «современного человека, каким
он его понимает», его герой — портрет не одного человека, а портрет,
составленный из пороков всего нашего поколения». Автор подчеркивает свое
стремление создать типический образ героя своего времени. Белинский назвал
роман «грустной думой о нашем времени». В образе Печорина получили свое
выражение коренные особенности последекабристской эпохи, в которой, по словам
Герцена, на поверхности «видны были только потери», внутри же «совершалась великая
работа... глухая и безмолвная, но деятельная и беспрерывная». Особенностью
романа является то, что портрет героя времени создается как история одной
человеческой души.
Установка на воссоздание истории одной души позволила
Лермонтову создать характер сложный и противоречивый. В поступках и
высказываниях Печорина немало такого, что возмущает нравственное чувство,
кажется жестоким и эгоистичным. Он подчеркнуто холодно обходится с Максимом
Максимычем, который так ждал встречи с ним; рассудочно играет чувствами княжны Мери;
циничны его рассуждения о том, что он смотрит на страдания и радости других
только в отношении к себе. Парадоксальными кажутся его афоризмы о дружбе («Из
двух друзей всегда один раб другого»), о любви («Женщины любят только тех, кого
не знают»), о счастье («А что такое счастье? Насыщенная гордость»). Печорин,
как злой дух, приносит страдания всем, кто встречается на его пути: Бэле и ее
близким, семье «честных контрабандистов», Мери, Грушницкому. При этом он
является самым строгим судьей самому себе. Он называет себя «нравственным
калекой», не раз сравнивает себя с палачом («невольно я разыгрываю жалкую роль
палача», «я играл роль топора в руках судьбы»). Никто лучше Печорина не
понимает, насколько пуста и бессмысленна его жизнь. Вспоминая перед дуэлью прошедшее,
он не может ответить на вопрос: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Жизнь
томит Печорина: «Я — как человек, зевающий на бале, который не едет спать
только потому, что еще нет его кареты».
Но, все же, лучшая половина его души не умерла. Он
тщательно прячет ее от посторонних глаз, но его жажда любви, добра и красоты,
способность к доброте постоянно прорывается сквозь скептицизм и «холодное, бессильное
отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой».
На что мог направить свои богатые возможности Печорин?
Социально-психологические условия эпохи требуют слепого послушания и следования
традициям, делают его героем времени, во многом объясняют его трагедию. Но
проблема шире: разочарование и тяжелый груз скептицизма— тоже черта времени.
Герцен: «Вынужденные молчать, сдерживая слезы, мы научились, замыкаясь в себе,
вынашивать свои мысли — и какие мысли!.. То были сомнения, отрицания, мысли,
полные ярости».
2. Тема
родины в стихотворении А.А. Блока «Россия».
Образ Родины проявляется в лирике Блока постепенно,
она будто открывает то один свой лик, то другой. В стихотворении «Русь» (1906)
Россия предстает перед читателем таинственной, колдовской землей: Русь,
опоясана реками И дебрями окружена, С болотами и журавлями И с мутным взором
колдуна. Русь сказочно прекрасна. Лирический герой ощущает кровное родство со
всем русским и жаждет обновления в столь тесной связи: Так я узнал в своей
дремоте Страны родимой нищету. И в лоскутах ее лохмотий Души скрываю наготу.
Россия для Блока — «Жизнь или смерть, счастье или погибель». Цикл «Родина» (і907—1916). Раздумье о судьбе страны, ее прошлом,
настоящем и будущем.
Вместе с тем любовь к Родине — чувство глубоко личное.
О, нищая моя страна, Что ты для сердца значишь? О, бедная моя жена, О чем так
горько плачешь?
(«Осенний день») Облик России видится Блоку через
мотивы дороги, ветра, пути. В стихотворении «Россия» Блок исходит в своем
понимании Родины из тютчевских мыслей («Россия, нищая Россия»). Он высказывает
предчувствие, что на Россию надвигается что-то страшное, что Россия отдаст
«разбойную красу» чародею, который может ее «заманить» и «обмануть», и вместе
с тем выражает веру в то, что Россия не пропадет. Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты.
«Из сердца
кровь струится» — так мог сказать только поэт, осознавший свою судьбу, свою
жизнь, кровно связанную с судьбой и жизнью Родины.
3. Как
меняется отношение Чацкого к Софье в ходе действия комедии А.С. Грибоедова
«Горе от ума»?
Чацкий, благородный молодой человек, ведущий свободную
жизнь (он нигде не служит, хотя был офицером и состоял при неких министрах),
независимый от старых нравственных догм, патриотически настроенный, неожиданно
возвращается в Москву. Как и раньше, он влюблен в Софью, с которой вместе
воспитывался в доме Фамусова и к которой сейчас, по возвращении, испытывает
большое чувство, усиленное разлукой. По мере развития действия в Чацком
растет, предчувствие «измены» Софьи и решимость узнать, кто же стал избранником
барышни («Дождусь ее и вынужу признанье: / Кто, наконец, ей мил? Молчалин?
Скалозуб!»). «Ум» внушает Чацкому, что Софья не может любить человека с такой
низкой душой, как Молчалин, а сердце подсказывает герою, что у него есть
соперники. Этот разлад ума и сердца ведет к теме любовного помешательства,
безумия от любви, теме, издавна бывшей пружиной комедий:
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет. Таким образом, интрига
завязывается любовью. Постепенно обе линии — любовная и общественная —
сливаются, в любви Софьи к Молчалину проступает не только личное предпочтение
или каприз, но и обусловленность общественными причинами. Кульминационный момент
в комедии — третье действие, сцена вечера у Фамусовых, где Софья пускает слух,
будто Чацкий сошел с ума. Отсюда обе линии идут вместе. В конце четвертого
действия интрига развязывается, а обе линии разрешаются: Чацкий узнает правду о
любви Софьи и о том, что он чужд обществу, которое не только не боится его
критики, обличения и насмешек, но и само перешло в атаку, вытолкнуло героя из
привычной ему по рождению и воспитанию среды и вынудило его бежать неведомо
куда. |
1. Тема
судьбы и ее развитие в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
2. Идея и образы стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога».
3. Почему выбор Софьи пал на Молчалина и как это ее характеризует? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
2. Идея и образы стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога».
3. Почему выбор Софьи пал на Молчалина и как это ее характеризует? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
Билет № 20
1. Тема
судьбы и ее развитие в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
С особой очевидностью тема судьбы раскрывается в
последней главе романа «Герой нашего времени». В «Фаталисте» Печорин рассуждает
о ненапрасной борьбе предков, веривших в судьбу В отличие от них нынешние люди
не имеют «ни надежды, ни даже того неопределенного, хотя истинного
наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми, или с
судьбою...». Вопрос о том, существует ли предопределение, хотя близок к
положительному разрешению, остается все-таки открытым, однако Печорин пока не
утратил душевных сил, готов бороться с судьбой, испытывая от этого «истинное
наслаждение» даже при скептическом отношении к надежде. «Желать и добиваться
чего-нибудь — понимаю, а кто ж надеется?» — еще по-приятельски говорит он в
«Княжне Мери» Грушницкому.
Два первых эпизода, героем которых является Вулич, как
будто бы свидетельствуют о том, что жизнь или смерть определяются предрасположением,
судьбой, фатумом. Так уж на роду человеку написано.
Но когда Печорин решил испытать судьбу, когда пленил
преступного убийцу, он готов прийти к заключению, что победили воля человека,
его рассудок и смелость. Этот вывод сомневающийся Печорин не формулирует. Но
заключение это вытекает из логики повести. Свобода от фатализма позволяет
человеку, в частности Печорину, постоянно действовать, проявлять риск и свою
волю. В этом ощущается просветленный финал романа. Если же предопределение
действительно существует, то сознание этого должно делать человека особенно
деятельным и отважным. Человек — единственный творец своей судьбы.
Роман завершается жизнеутверждающим призывом к воле
действию, решительности человеческого характера. И герой книги воспринимается
именно таким активным, исповедующим идею готовности к дальнейшим деяниям.
Упоминание о смерти героя не в конце, а в середине романа дало право автору
закончить про изведение мажорной интонацией.
2. Идея и
образы стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога».
Стихотворение «Железная дорога» написано в 1864 году.
Шли первые годы реформ правления Александра II. После освобождения крестьян в 1861 году вопрос о
роли простого народа в жизни российского общества стал еще более актуальным,
чем был прежде. Эта важнейшая гражданская тема легла в основу лирической идеи
стихотворения. Строительство железной дороги между Петербургом и Москвой явилось
событием, составившим его лирический сюжет.
Стихотворение представляет собой диалог-спор
лирического героя, выражающего позицию поэта, и генерала, отца мальчика Вани.
Проблема обозначена в прологе к стихотворению. Отец и сын едут в вагоне поезда,
и Ваня спрашивает: «Папаша! кто строил эту дорогу?» Отец отвечает: «Граф Петр
Андреевич Клейнмихель, душенька». Однако у всякого думающего человека этот
ответ вызывает недоумение: как мог граф Клейнмихель один построить железную
дорогу?
Стихотворение состоит из четырех частей.
Заключительная часть стихотворения представляет собой горестное повествование
об обманутых и одураченных простых строителях дороги. Главная мысль Некрасова
состоит в том, что властьимущне, богатые и сильные повинны в унижении и
страдании народа.
Изображая генерала, папашу Вани, ещё одного
представителя социальных верхов, поэт вступает с ним в спор. Правда, монолог
властного генерала, затянувшийся после взвизга свистка, 'и «смех этот дерзкий»
не удается прервать. Но вся логика поэмы служит им решительным возражением:
именно народ и его творцы создают дороги, храмы, арены, дворцы и термы.
3. Почему
выбор Софьи пал на Молчалина и как это ее характеризует? (По комедии А.С.
Грибоедова «Горе от ума».)
Софья — неординарная, неглупая, ценящая интересных
людей (она ни за что не пойдет замуж за Скалозуба) — и вдруг предпочитает
заурядного человека яркой личности, почему так произошла? Наверное, причин
несколько. Их можно разделить на три группы. Первая группа причин — в самой
Софье: во-первых, она сформировалась в среде, где идеалом является «муж-мальчик,
муж-слуга»; во-вторых, ее любимые французские романы идеализировали любовь
неравных в социальном отношении героев; в-третьих, она обижена на Чацкого,
уехавшего внезапно и, по существу, бросившего его; в-четвертых, замкнутость ее
жизни предопределила ограниченность выбора.
Вторая причина— в Молчалине: он ласков,
предупредителен, нежен, отлично претворяется влюбленным.
Третья
причина — В Чацком: при всем своем блеске, при всей свое искренности и
незаурядности, он язвителен, желчен, порой бесцеремонен. Все без исключения
оказываются объектом его нападок. Почему же Софье не бояться, что и она не
избежит со временем подобной участи? 1.
Своеобразие конфликт» в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».2. Роль сцены кулачного боя а развитии сюжета «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова. 3. Почему образ Ярославны из «Слова о полку Игореве» вошел в галерею классических образов русской литературы?
Билет № 21
1.
Своеобразие конфликт» в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
Конфликт в литературном произведении — это
противоречие, противоборство между действующими лицами, их жизненными принципами,
характерами. Конфликт является основой развития сюжета. Сюжет комедии «Ревизор)
строится не на семейно-бытовой коллизия сватовства и не на любовном
треугольнике, а на важном событии из жизни целого города. В комедиях Аристофана
(«Облака», «Птицы» и др.) сочетаются грубый комизм и гротеск с социальным
пафосом, политической сатирой, литературной пародией. Часто в смешном виде
изображаются «отцы города». Особое значение придается завязке конфликта: она
должна появляться с самых первых реплик героев и немедленно вовлекать в
действие всех персонажей, так что «ни одно колесо не должно оставаться как
ржавое или не входящее в дело» (Н. В. Гоголь), Это требование выполняется в
«Ревизоре» — сначала возникает завязка («К нам едет ревизор»), а затем
экспозиция (мы знакомимся с чиновниками и от них узнаем, как обстоят дела в
городе). Есть в комедии и любовный треугольник, и сватовство, но эта линия
чисто пародийная и находится на периферии сюжета,
Действие комедии происходит в неком уездном городе «от
которого хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь», в городе-призраке,
на самом деле не существующем, но представляющим собой типичный образ русских
уездных городов. Для проезжих, а особенно для важных, значительных персон, в
нем царит благополучие: «...улицы выметены, во всем порядок, арестанты хорошо
содержатся, пьяниц мало...». Эту мнимую идиллию, в которой пребывают жители
города, нарушает страшное известие — приехал ревизор. В суматохе перепуганные
чиновники, старающиеся создать видимость порядка и своей честности, принимают
за инкогнито проезжего петербургского регистратора, оказавшись сбитыми с толку
его самоуверенностью и манерой поведения типичного столичного чиновника. Мнимый
ревизор Хлестаков, такой, каким он представляется чиновникам города.
Хлестаков, «находящийся на дружеской ноге с Пушкиным», имеющий один из самых
знаменитых домов в Петербурге, «где собираются князья и трафы, а иной раз и
министр», Хлестаков, «которого сам государственный совет боится»,— фантом.
Этому призраку и начинают всячески прислуживать и угождать чиновники, на
которых лживые рассказы Хлестакова производят огромное впечатление. В рассказах
этих нам предстает миражный мир Петербурга, его кривое отражение,
город-призрак, город чиновников, взяточников, мошенников, плутов, картежников, город
Хлестаковых и Тряпичкиных.
2. Роль
сцены кулачного боя а развитии сюжета «Песни про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова.
Обращение Лермонтова к прошлому продиктовано не уходом
от современности, а стремлением противопоставить апатичному и инертному
поколению 30-х годов героев "богатырской силы -и жизненной активности.
Этой задаче подчинены выбор жанра, обращение к фольклору, предпочтение ярких,
недюжинных характеров, «широкий размет чувства», композиция, стих и язык
«Песни...».
В поэме кроме конфликтов «Кирибеевич — семья
Калашниковых» и «Калашников — Иван Грозный» есть и третий конфликт, романтический
конфликт достойного человека и толпы, принявший в данном случае форму вполне
исторической социальной психологии. Поэтому говорить царю, что убил «нехотя»,
Степан Парамонович не может не только из-за своей честности и прямоты. То, что
он убил Кирибеевича «вольной волею», должно быть известно всем. Именно это
смоет с семьи пятно позора. Совершенно никакого противоречия с прямым характером
Калашникова, которое усматривает Виктор Афанасьев, тут нет.
Иван Грозный не слышал слов, обращенных Кирибеевичем к
Калашникову и Калашниковым к Кирибеевичу (Степан Парамонович ясно дает понять
своему врагу, за что он вышел биться с ним насмерть): для кулачного боя
«оцепили место в 25 сажень». Царь не знает, в отличие от толпы (или кого-то в
толпе), о вине Кирибеевича, думает, что тот любит девушку, и готов был ему
оказать лишь вполне законную помощь: «Как полюбишься — празднуй свадебку, / Не
полюбишься — не прогневайся», «Не прогневайся» на него, на Грозного! Лермонтовский
Грозный склонен к добродушной иронии.
Вопрос, заданный им купцу, прост и прям, но скрытая
угроза в нем содержится: Калашников убил не кого-нибудь, а «мово верного слугу, / Мово лучшего бойца Кирибеевича». Нужен ответ «по правде, по
совести». «Общим сознанием, определяемым христианским законом, проникнуты и
царь, и народ». И все-таки «суд царский разошелся с судом народным». Царь
казнит купца и по неведению, и потому, что тот, отвечая «по правде, по
совести», отказался раскрыть ему причину убийства. Дело исключительно в
самодержавном статусе царя, становящегося виновником чудовищной
несправедливости. «Грозный в поэме убежден в своей власти не только над жизнью
и смертью, но и над душами своих подданных», — подмечает литературовед.
Степан Калашников не признает этого права, поставив
божеский, нравственный закон выше власти царя». Ей неподсудны законы совести.
И не может Степан Парамонович публично рассказывать о позоре своей семьи,
пусть даже это секрет чуть ли от одного лишь царя. «Именно нравственная
независимость Калашникова, то, что он личность, а не «лукавый раб», является в
лермонтовской поэме причиной его трагической гибели». Личное достоинство,
однако, в нем неотрывно от народных нравственных устоев (как и от веками
установленного порядка жизни). Потому, несмотря на «позорную» казнь (что в
данном случае отчасти означает и обставленную как зрелище), похороненный не
совсем по христианскому обряду — не на кладбище — Калашников оставил по себе
хорошую память в народе. Проходя мимо его «безымянной могилки», «стар человек
— перекрестится» (он к смерти ближе), «молодец — приосанится» (Калашников и в
смерти являет собой пример достоинства), добрая «девица — пригорюнится», а
«гусляры
— споют песенку». Мажорным, подлинно песенным аккордом
«Песня...» и кончается.
3. Почему
образ Ярославны из «Слова о полку Игореве» вошел в галерею классических
образов русской литературы?
Женские образы в классической литературе традиционно
отражают лучшие черты характера русской женщины: преданность, верность,
способность на глубокое чувство, готовность совершать поступки и жертвовать
собою во имя любви. Первой в ряду таких образов стоит Ярославна.
Ярославна — реальное историческое лицо, жена князя
Игоря Святославича Новгород-Северского, дочь могущественного галицкого князя
Ярослава Владимировича, названного в «Слове» Осмомыслом, Княгиня в тексте
именуется по отчеству, как и жена брата Игоря, Буй-Тура Всеволода — «красная
Глебовна».
В Ярославне воплотился внесословный идеал женщины
Древней Руси. В отличие от княгини Ольги, мудрой и преданной памяти мужа
мстительницы, Ярославна— носительница лирического, женственного начала. С ней
связаны мир, семейные узы и любовь. Традиции средневекового искусства
подразумевали особый, религиозно-аскетический взгляд на женщину и ее судьбу. В
«Слове», напротив, торжествует народное начало. Так, автор обратился к особому
фольклорному жанру — плачу.
Плач
Ярославны — важнейший элемент поэтического строя памятника, композиционно он
предваряет рассказ о бегстве Игоря из половецкого плена. Ярославна, плачущая
на высокой стене Путивля (город,
которым владел ее сын Владимир Игоревич, расположен ближе к половецкой степи),
заклинает силы природы. В троекратном обращении к ветру («О ветре, ветрило!»),
Днепру («О Днепре, Словутицю!») и солнцу («Светлое и тресветлое слънце!»)
звучит и упрек («Чему, господине, мое веселие по ковыляю развел?»), и призыв о
помощи («Взълелей, господине, мою ладу къ мне»). Природные стихии, словно бы
отзываясь на мольбы Я., начинают помогать Игорю, пережившему горечь поражения
и раскаяния, в его стремлении вернуться на Русь. Всепобеждающая сила любви
воплощена в плаче Ярославна, жалобы которой автор «Слова» уподобляет крику
кукушки, символизирующей тоскующую женщину. Печальный голос Я. летит над
землей, он слышен на Дунае: «Полечу,— рече,— зегзицею по Дунаеви, омочу бебрян рукавъ въ Каяле
реце, утру князю кровавыя его раны на жестоцемъ его теле». |
1. Тема
города в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
2. Эпизод
схватки с барсом и ого роль в раскрытии характера главного героя поэмы
М.Ю.
Лермонтова «Мцыри».
3. Каковы жизненные принципы Митрофана и отношение- к ним автора? (По комедии Д.М. Фонвизина «Недоросль».)
Билет № 22
1. Тема
города в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Город как совокупность главных мировоззренческих,
психологических, нравственных качеств его жителей часто изображается в русской
литературе.
Желая расширить сферу изображения российской жизни н показать
последнюю «со всех боков», Гоголь уже в черновике наметил такой план: «Идея
города, возникшая до высшей степени. Пустота. Пустословие. Сплетни, перешедшие
пределы, как всё это возникло из безделья и приняло выражение смешного в высшей
степени...» Этот план писатель прекрасно реализовал во второй части «Мертвых
душ», где две главы (VII и VIII) посвящены блистательному триумфу Чичикова в
городе, а две симметричные главы (IX и X) — его краху.
Сначала город встретил Павла Ивановича как настоящего
триумфатора, наделив его могучим и гипнотическим титулом «миллионщик». Городу
безразлично, кто именно является носителем его идеала — богатства, денег, душ,
— какими средствами оказалось всё это достижимо. Важно, что это факт, что это
отвечает самым сокровенным вожделениям горожан.
Но Гоголь сосредоточивает внимание не только на
венценосце, но и на самом городе N. Внешне он поражает своей безликостью и мертвенностью,
запущенностью жалкого городского сада, плохой мостовой, переполненностью
лазарета, отсутствием привлекательных и интересных лиц, более того — обилием
уродливых физиономий, похожих либо на «кувшинное рыло», либо на «самовар из
красной меди». Все чиновники связаны круговой порукой, духом семейственности: по
словам писателя, они все жили между собой в ладу, развлечениях (балах,
обедах), игре в карты с утра до вечера, обращались совершенно по-приятельски.
«Любезный друг Илья Ильич! <...> Словом, всё было очень семейственно!» С
этим свойством связано и такое начало, как отменное гостеприимство: «...вообще
они были народ добрый, полны гостеприимства, и человек, вкусивший с ними
хлеба-соли или просидевший вечер за вистом, уже становился чем-то близким».
Но за этими как будто симпатичными чертами скрываются
отвратительные качества, опять-таки свойственные всей корпорации чиновников.
Всех их отличает поразительное невежество. Они пребывают на крайне низкой
ступени образованности и просвещенности, и Гоголь пишет об их культуре с
нескрываемой иронией: «кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто
даже и совсем ничего не читал».
2. Эпизод
схватки с барсом и ого роль в раскрытии характера главного героя поэмы М.Ю.
Лермонтова «Мцыри».
В лесной чаще Мцыри встречает могучего барса и красиво
сражается с ним. Это, разумеется, отголосок грузинского эпоса «Витязь в
барсовой шкуре». Лермонтов вряд ли знал Шота Руставели. Но устное изложение
самого поэтического эпизода великой поэмы вполне могло дойти до него. Видимо,
это настолько захватило воображение поэта, что в его передаче одинаково прекрасными
кажутся и разъяренный барс, и отважный юноша. Но гибель одного из них
неизбежна. Юноша побеждает, но, израненный, он найден и возвращен в обитель.
Барс с его «взором кровавым», грызущий «сырую кость»,
в то же время мотает «ласково хвостом», а в бою Мцыри и барс взаимно уподобляются
(«Он застонал, как человек», «Я пламенел, визжал как он») « борются, «обнявшись
крепче двух друзей». Отдавая должное противнику, Мцыри даже говорит о себе в
третьем лице, становится на «точку зрения» барса: «Но с торжествующим врагом /
Он встретил смерть лицом к лицу, / Как в битве следует бойцу!..» Для Мцыри этот
бой — момент наивысшего подъема сил и подъема духа, преодолевающего слабость
тела. Этим качеством Мцыри обладал изначально, болезнь парадоксальным образом сделала
его таким, каким он стал: «Но в нем мучительный недуг / Развил тогда могучий
дух / Его отцов», «даже слабый стон / Из детских губ не вылетал, / Он знаком
пищу отвергал / И тихо, гордо умирала. Знаменательно, что о ребенке Лермонтов
говорит, как о взрослом: «Ребенка пленного он вез». Детей все-таки хотя и
берут, но не буквально в «плен». Спасение к мальчику пришло из стен монастыря.
Его не просто выходили. По сравнению с «пленом» у генерала, у русских военных
монастырь, сугубо мирна» обитель, где нет врагов, был свободой. Но по сравнению
с родиной он только тюрьма. Он дал Мцыри возможность жить, но все же снова «в
плену». И в таких противоестественных для него условиях молодой горец не
утратил ни свободолюбия, ни мужества, ни памяти о родине.
3. Каковы
жизненные принципы Митрофана и отношение- к ним автора? (По комедии Д.М.
Фонвизина «Недоросль».)
Герой Фонвизина — подросток, почти юноша, характер
которого поражен болезнью недобросовестности, распространяющейся на всякую
мысль и каждое чувство, ему присущее. Он недобросовестен в своем отношении к
матери, усилиями которой он существует в комфорте и безделье и которую бросает
в момент, когда она нуждается в его утешении. Комические одежды образа забавны
только на первый взгляд. В.О. Ключевский относил М. к породе существ,
«родственных насекомым и микробам», характеризуя этот тип неумолимой
«размножаемостью».
С Митрофаном связана важная для просветительской пьесы
тема воспитания. Учителя Митрофана были подобраны в соответствии с нормой
времени и уровнем понимания своей задачи родителями: по-французски Митрофанушку
учит немец Вральман, точные науки преподает отставной сержант Цыфиркин, который
«малую толику арихметики маракует», грамматику — «образованный» семинарист
Кутейкин, уволенный от «всякого учения»,
Итог обучения Митрофанушки — сцена экзамена, где
ученик демонстрирует полное невежество, а его мать подводит итог: «Без наук
люди живут и жили».
«Познания» Митрофанушки в грамматике, его желание не
учиться, а жениться смешны. Но его отношение к Еремеевне, готовность «за людей
приниматься», предательство матери уже не вызывают смеха: перед нами растет
деспот, невежественный и жестокий крепостник.
Благодаря
герою Фонвизина слово «недоросль» (прежде нейтральное) сделалось нарицательным
обозначением лодыря, лоботряса и лентяя. |
1. Помещичья
Русь и ее представители в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».2. Изображение мира природы и мира человеческой души в стихотворении Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...».
3. Что привлекает автора в Сильвио и над чем иронизирует писатель? (По повести А.С. Пушкина «Выстрел».)
Билет № 23
1. Помещичья
Русь и ее представители в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Центральное место в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
занимают пять глав, в которых представлены образы помещиков: Манилова,
Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина. Главы расположены в особой
последовательности по степени деградации героев.
Манилов — значимое имя (от глагола «манить»,
«заманивать») иронически обыгрывается Гоголем, пародирующим лень, бесплодную
мечтательность, прожектерство, сентиментальность. Образ Манилова динамически
разворачивается из пословицы: человек ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в
селе Селифан. Вещи, окружающие Манилова, свидетельствуют о его
неприспособленности, оторванности от жизни, о безразличии к реальности:
господский дом стоит на юру, «открытом всем ветрам»; Манилов проводит время в
беседке с надписью «Храм уединенного размышления», где ему приходят в голову
разные фантастические проекты, например провести подземный ход от дома или
выстроить через пруд каменный мост; в кабинете Манилова два года подряд лежит
книжка, с закладкой на 14-й странице; в картузах, табачнице рассыпан пепел,
горки выбитой из трубки золы аккуратно расставлены на столе и окнах, что
составляет досуг Манилова. Манилов, погруженный в заманчивые размышления,
никогда не выезжает на поля, а между тем мужики пьянствуют, у сереньких изб
деревни Манилова ни одного деревца — «только одно бревно»; хозяйство идет
как-то само собой; ключница ворует, слуги спят и повесничают.
Коробочка. Фамилия Коробочки метафорически выражает
сущность ее натуры: бережливой, недоверчивой, боязливой, скудоумной, упрямой и
суеверной. Коробочка — «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые
плачутся на неурожай, убытки и держат голову несколько набок, а между тем
набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки... В один... целковики, в
другой полтиннички, в третий четвертачки...» Комод,
где лежат, помимо белья, нитяных моточков, распоротого салопа, мешочки с
деньгами, — аналог Коробочки (как и шкатулка Чичикова). Мелочность Коробочки,
животная ограниченность ее интересов заботами о собственном хозяйстве
подчеркивается птичье-животным антуражем вокруг нее: соседи-помещики Бобров,
Свиньин; «индейкам и курам не было числа...» Вещи в доме Коробочки, с одной
стороны, отражают ее наивное представление о пышной красоте, с другой — ее
скопидомство. «Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с
какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркала с темными рамками в
виде свернувшихся листьев; за всяким зеркалом заложены были или письмо, или
старая колода карт, или чулок; стенные часы с нарисованными цветами на
циферблате».
Собакевич. Богатырская мощь (нога, обутая в сапог
исполинского размера), подвиги за обеденным столом (ватрушки «гораздо больше
тарелки», «индюк ростом с теленка»), богатырское здоровье («пятый десяток живу,
ни разу не был болен») пародируют облик и деяния сказочных богатырей. Грубость
и неуклюжесть — суть портрета Соба-кевича. Природа, создавая его лицо, «рубила
со всего плеча: хватила топором раз — вышел нос, хватила другой — вышли губы,
большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет...». Вещи
вокруг Собакевича повторяют тяжелое и прочное тело хозяина: крепкий и
асимметричный дом, «как у нас строят для военных поселений и немецких
колонистов; пузатое ореховое бюро — совершенный медведь; стол, кресло»,
стулья, казалось, говорили: «И я тоже Собакевич!» Он хозяин, материалист, и ему
кет дела до «сокровищ на небесах». Нереализованные героические потенции
«омертвелой» души Собакевича пародийно представлены портретами героев.
Собакевич — «человек-кулак». Он выражает общечеловеческую страсть к тяжелому,
земному, плотскому. Сила и воля Собакевича лишены идеала, души.
Ноздрев — это тип «разбитного малого», кутилы. Он
«исторический человек», ибо всякий раз попадает в историю: либо он напивается
в буфете, либо он врет, что держал лошадь голубой или розовой масти. Он охоч до
женского пола, не прочь «попользоваться насчет клубнички». Главная страсть
Ноздрева — «нагадить ближнему»: распускал небылицы, расстраивал свадьбу,
торговую сделку, по-прежнему считал себя приятелем того, кому нагадил. Страсть
Ноздрева общечеловеческая — не зависит от чина. Подобно Ноздреву, гадит
человек «с благородной наружностью, со звездой на груди».
Плюшкин. Образ заплесневелого сухаря, оставшегося от
кулича, — обратная метафора фамилии. Портрет Плюшкина создается с помощью
гиперболических деталей: предстает бесполым существом, Чичиков принимает его за
ключницу «Один подбородок только выступал очень далеко вперед, так, что он
должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать». На
засаленном и замасленном халате «вместо двух болталось четыре полы». Это
общечеловеческий тип скупца: «прореха на человечестве». Предметный мир вокруг
Плюшкина свидетельствует о гнилости, тлении, умирании, упадке. Хлеб гниет в
кладовых, зеленая плесень покрывает ограды и ворота, бревенчатая мостовая
ходит, «как фортепьянные клавиши», избы, где «многие крыши сквозят, как
решето». Из рачительного, образцового хозяина Плюшкин трансформируется в паука.
После смерти жены старшая дочь убегает со штаб-ротмистром, Плюшкин проклинает
ее и сына, ставшего военным. Вещи ветшают, время останавливается. Умственные
способности Плюшкина тоже приходят в упадок, сводятся к подозрительности,
ничтожной мелочности: дворовых он считает ворами и мошенниками; составляя
список «мертвых душ» на четвертке листка, сокрушается, что нельзя отделить еще
осьмушку.
2.
Изображение мира природы и мира человеческой души в стихотворении Ф.И. Тютчева
«Есть в осени первоначальной...».
Тютчев — мастер пейзажной лирики. Он не изображает
каких-то неземных, удивительных красот, он изображает только то, что видел, и
не однажды, всякий человек. Но в каждом его слове звучит его нежность, такая
любовь к природе, что его стихи понятны любому из нас.
Его стихи — это зарисовки различных времён года. Поэт
в нескольких четверостишиях может точно передать черты зимы и лета, весны и
осени.
«Первоначальная» осень — это уже не лето «Где бодрый
серп гулял и падал колос // Теперь уж пусто всё ...», «..птиц не слышно боле».
Но в то же время «... далеко ещё до первых зимних
бурь». Это своего рода передышка, затишье перед бурей. Прозрачность, пустота и
простор. Как же поэту удаётся передать это? Есть в стихотворении замечательный
эпитет — «хрустальный» (день). Как много он может сказать вдумчивому читателю.
Обратимся к ассоциациям. Хрустальный — это хрупкий, прозрачный, красивый.
Попробуем пояснить каждое из этих определений. «Хрупкий» : «дивная пора» очень
коротка, непрочна: подуют холодные ветры и хрустальный день разобьётся. Поэт
сравнивает и паутину с тонким волосом, который может порваться, исчезнуть так
же, как хрустальный день исчез с первыми бурями.
«Прозрачный»: попробуем найти слова, передающие
простор, прозрачность пейзажа: «теперь уж пусто всё- простор везде . Пустеет
воздух». Поле убрано, отдыхает, и лишь «паутины тонкий волос блестит на
праздной борозде».
«Красивый»: Это время удивительно красиво. В нём много
света, не такого, как летом, иссушающего, ослепительного, а мягкого, спокойного.
День как хрусталь светится на солнце,
«И лучезарны вечера». Выясним значение слова
«лучезарный». Оно означает «сверкающий, пронизанный светом». «Паутины тонкий
волос блестит» — тоже свет, блеск. Мягкость, умиротворение, разлитое в
воздухе, подчёркивает слово «лазурь». Лазурный — нежно-голубой. Летом воздух
насыщенно-голубой, горячий. Зимой тоже ярко-голубой, обжигающий. А сейчас, в
начале осени, воздух- чистая и тёплая лазурь, именно такой, какой нужен для
отдыха.
Поэт очень тонко подчёркивает, что тишина сейчас,
осенью — это тишина после работы. Это сейчас поле отдыхающее, а борозда «праздная».
А недавно здесь «серп.гулял и падал колос».
Для того чтобы определить неторопливость этих
прекрасных дней, поэт использует не только лексические средства, но и
синтаксические. Всё стихотворение состоит из трёх предложений, два из которых
заканчиваются многоточием, что говорит о недосказанности, какой-то
медлительности.
3. Что
привлекает автора в Сильвио и над чем иронизирует писатель? (По повести А.С.
Пушкина «Выстрел».)
Повесть «Выстрел» с первых строк окружает атмосфера
загадочности, «какая-то таинственность окружала его судьбу», — говорит о герое
повести рассказчик.
Герой ее — Сильвио—тридцатипятилетний отставной
офицер-дуэлянт, одержимый идеей мести. История о нем поведана
повествователю-Белкину неким подполковником И. Л. П. Подполковник-рассказчик, в
свою очередь, не был свидетелем всего описанного; события второй части повести
он передает со слов графа р***. Так что образ Сильвио пропущен сквозь сложную
систему несовпадающих точек зрения (Белкин, И. Л. П., граф Р***, да и сам
Пушкин) — и при этом ничуть не меняется. Неизменность, неподвижность героя
резко подчеркнута — точно так же, как подчеркнуто его желание выглядеть
двойственным, странным.
Читатель впервые видит «загадочного» Сильвио глазами
юного офицера (будущего «подполковника И. Л. П.»); «Какая-то таинственность
окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. <...>
Мрачная бледность, сверкающие глаза и густой дым, выходящий изо рту, придавали
ему вид настоящего дьявола».
Перед нами первый в русской прозе характер
«наполеоновского» типа. Это натура, духовно сильная, стремящаяся к первенству,
не слишком разборчивая в достижении цели. В то же время это личность живая,
противоречивая, наделенная яркой индивидуальностью и социальной типичностью,
развивающаяся на протяжении повествования. Ненависть Сильвио — ненависть почти
плебейская, собственно даже не к графу как к человеку, а к воплощению всех тех,
кому счастье досталось без усилий, кто по праву рождения наделен и громким именем
и богатством. Но уже через шесть лет после ссоры, когда Сильвио произносит свою
исповедь, нельзя не почувствовать, что это во многом другой человек: вспомним
его беспощадность к самому себе, его невольное восхищение молодым соперником.
Глаза у
Сильвио сверкают, когда он читает письмо — известие о том, что настал час для
выстрела. Однако в герое произошел очевидный душевный перелом. «Предаю тебя
твоей совести», — говорит Сильвио графу. На самом деле, он одержал духовную
победу над собой, себя предал суду собственной совести — потому и отказался от
«права» на убийство.
Пояснительная записка
Форма
экзамена – билеты. Билеты включают в себя 3 вопроса. Вопросы
билетов включают теоретико-литературные термины и понятия, которые
входят в соответствующий раздел стандарта. Большая часть вопросов
экзаменационных билетов базируется на литературном материале,
который изучается в 9 классе, однако в ряде случаев задания
опираются на произведения, традиционно изучаемые в 7–8 классах,
например: «Повести Белкина» и роман «Капитанская дочка» А.С.
Пушкина; поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого
опричника и удалого купца Калашникова», «Мцыри» М.Ю. Лермонтова;
комедия «Ревизор» и повесть «Шинель» Н.В. Гоголя; сказки М.Е.
Салтыкова-Щедрина, рассказ «После бала» Л.Н. Толстого и др.
Литературные произведения представлены в экзаменационном материале в
определенных пропорциях с учетом времени, традиционно выделяемого
на их изучение. Вопросы каждого экзаменационного билета подобраны
таким образом, чтобы в нем были представлены художественные
произведения разных писателей и эпох (при этом учитываются и
родо-жанровые подходы). Каждый билет сбалансирован по уровню сложности
проверяемого учебного материала.Первые вопросы экзаменационных билетов в значительной мере традиционны: к ответам на эти вопросы поможет подготовиться материал учебников. Формулировки этих вопросов достаточно просты, не содержат избыточного объема терминов и понятий; они ставят проблему в обобщенном виде и предполагают ее раскрытие либо на материале конкретного художественного текста, либо с опорой на ряд произведений писателя. Эта часть экзамена выявляет прежде всего знание содержания изученных литературных произведений, понимание образной природы словесного искусства, тематики и проблематики изученных произведений, умение анализировать и интерпретировать художественный текст (ответ, связанный с анализом лирики, предполагает чтение наизусть стихотворения либо стихотворных фрагментов).
Во втором задании выпускник должен проанализировать конкретное стихотворение или фрагмент произведения (для подготовки к ответу выпускнику предлагается художественный текст). На этом этапе осуществляется проверка знания содержания курса, а также умения самостоятельно работать с текстом, делать свои наблюдения и выводы в связи с поставленной проблемой. На этапе подготовки к этой части экзамена учебники и пособия могут помочь в меньшей степени, нежели при подготовке ответов на первый вопрос билетов. Важную роль в определении качества ответа будет играть степень сформированности умений непосредственной работы с текстом, способности анализировать его в одном из заданных аспектов.
Третье задание в каждом билете нацелено на проверку различных компетенций и прежде всего способности учащихся самостоятельно интерпретировать художественный текст. Выпускникам предлагается ответить на частный проблемный вопрос интерпретационного характера по одному из произведений школьной программы. Ответ на него не требует привлечения значительного объема литературного материала, но позволяет проявить самостоятельность мышления, умение давать собственную оценку тому или иному литературному факту.
- Говоря о порядке ответов на вопросы билета, следует придерживаться следующих правил: начинать ответ необходимо с раскрытия первого вопроса, право выбора последовательности ответа на второй и третий вопросы предоставляется выпускнику. На подготовку выпускника к ответу следует отводить не менее 40 минут.
- Рекомендации по оцениванию ответа выпускника по вопросам билетов:
• понимание вопросов экзаменационного билета, соответствие содержания ответа поставленным проблемам;
• привлечение необходимого объема литературного материала для ответа на вопросы, цитирование наизусть, точность в передаче фактического материала;
• аргументированность суждений, убедительность приводимых доказательств и обоснованность выводов;
• использование необходимых для ответа терминов и понятий;
• композиционная стройность ответа;
• умение выразительно читать наизусть;
• ясность и точность изложения мысли, речевая грамотность.
Предлагаемые рекомендации по оцениванию ответа выпускника не следует рассматривать как жесткий шаблон, позволяющий «автоматически» оценивать качество ответа: особое внимание должно быть уделено самостоятельности подходов к раскрытию проблемы, проявлению творческого начала, поскольку предлагаемый экзаменационный материал направлен не только на проверку знаний по предмету, но и на выявление способностей к практическому применению полученных знаний и умений, а также на раскрытие творческого потенциала учащихся.
Отметка «5» ставится, если выпускник ответил на все вопросы билета и его ответ в целом соответствовал приведенным выше требованиям.
Отметка «4» ставится, если выпускник полноценно ответил на два из трех предложенных вопросов, лишь обозначив основные позиции ответа на третий вопрос, либо ответил на все три вопроса билета, но в каждом случае его ответ не соответствовал тем или иным приведенным выше требованиям.
Отметка «3» ставится, если выпускник полноценно ответил на один из трех предложенных вопросов, лишь обозначив основные позиции ответа на два других вопроса, либо ответил на все три вопроса билета, но в каждом случае его ответ не соответствовал основным предъявляемым требованиям.
Комментариев нет:
Отправить комментарий