Журналистика



Жанры журналистики
Разные ученые различают разные же способы разделения журналистских жанров. Самый распространенный способ классификации жанров предусматривает их деление на информационные, аналитические и художественно-публицистические. Но встречаются и другие способы. Например исследователь Лев Кройчик разделяет тексты на:
  • Оперативно-новостные — все виды заметок.
  • Оперативно-исследовательские — отчет, репортаж, интервью.
  • Исследовательско-новостные — рецензия, корреспонденция, комментарий.
  • Исследовательские — статья, письмо.
  • Исследовательско-образные — фельетон, эссе.
Жанр по Кройчику — особая форма организации жизненного материала, представляющая собой специфическую совокупность структурно-композиционных признаков. По-другому к рассмотрению этого вопроса подходит Семён Гуревич. Он даёт определение самого понятия «жанр», признавая его как устойчивые особенности содержательно-тематических характеристик, типа отображаемой действительности, композиции, стилистики. Соответственно, разнится и типология разделения жанров. По Гуревичу все жанры делятся на:
  • Жанры новостной информации
  • Диалогические жанры
  • Ситуативно-аналитические жанры
  • Эпистолярные жанры
  • Художественно-публицистические жанры
  • Сатирические жанры
Несмотря на богатство классификаций, журналисты и исследователи предпочитают традиционный способ рассмотрения жанров:
  1. Информационные: хроника, информация, расширенная информация, заметка, интервью, отчёт, репортаж, специальный репортаж, пресс-опрос и др.
  2. Аналитические: корреспонденция, комментарий, статья, письмо, рецензия, беседа, эксперимент, рейтинг, обзор, мемуары и др.
  3. Художественно-публицистические:  зарисовка, эссе, очерк, пасквиль, фельетон, памфлет, история, некролог и др.
  4. Шоу-жанр: игры, конкурсы, реалити-шоу, ток-шоу и др.
Со временем, одни жанры начинают преобладать над другими. Так, с развитием Интернет-журналистики первое место по распространенности завоевала информационная заметка. Художественно-публицистические жанры в большинстве своем остались в прошлом — в российской, белорусской и украинской прессе редко теперь встретишь фельетон или памфлет.




Пять условий успешной работы над текстом.
   Максимальная сосредоточенность (то, что я называю канализацией усилия). Мелочей нет. Любая мелочь в тексте, как мы говорили, определяет успех или неуспех выполнения задачи. Отсюда вытекает, что надо работать в тишине, или уметь отключаться от внешних раздражителей.
   Готовность к длительному усилию. Репортаж, отчет в 70-100 строк требуют порой часа работы, часто - в неблагоприятных условиях редакционного шума. Сосредоточенность и работоспособность - только эти вещи "вытянут" текст.
   Ответственность, основанная на осознании серьезности задачи. Нет ненужных слов - нет незначительных текстов. Любая, самая "мелкая", самая скучная, самая сухая информация должна быть подана грамотно и четко.
   Мужество и оптимизм. Страх перед чистым белым листом бумаги есть у каждого (подробнее об этом чуть ниже). Его надо преодолевать. Садитесь и начинайте писать - не мучаясь вопросом, получится или не получится. Все у вас будет хорошо!
   Грамотное саморедактирование. Редактируйте и правьте собственные тексты, не сваливайте на редактора свою работу. При этом важно не только найти ошибку - важно ее назвать. Определив родовую принадлежность ошибки, мы увеличиваем вероятность того, что не сделаем ее уже никогда. В обучении саморедактированию нужен системный, осознанный подход. Нужна р а б о т а над ошибками - основанная на конкретном знании стилистики, а не на речевой культуре или интуиции. Последние вещи - только сильное подспорье, но не более того. И поэтому мы должны знать хотя бы основы стилистики

Итоги сегодняшнего занятия:

Максимальная сосредоточенность (то, что я называю канализацией усилия). Мелочей нет. Любая мелочь в тексте, как мы говорили, определяет успех или неуспех выполнения задачи. Отсюда вытекает, что надо работать в тишине, или уметь отключаться от внешних раздражителей.
Готовность к длительному усилию. Репортаж, отчет в 70-100 строк требуют порой часа работы, часто - в неблагоприятных условиях редакционного шума. Сосредоточенность и работоспособность - только эти вещи "вытянут" текст.
Ответственность, основанная на осознании серьезности задачи. Нет ненужных слов - нет незначительных текстов. Любая, самая "мелкая", самая скучная, самая сухая информация должна быть подана грамотно и четко.
Мужество и оптимизм. Страх перед чистым белым листом бумаги есть у каждого (подробнее об этом чуть ниже). Его надо преодолевать. Садитесь и начинайте писать - не мучаясь вопросом, получится или не получится. Все у вас будет хорошо!
Грамотное саморедактирование. Редактируйте и правьте собственные тексты, не сваливайте на редактора свою работу. При этом важно не только найти ошибку - важно ее назвать.

1. При выборе темы материала позаботьтесь о том, чтобы она была актуальной именно сегодня и имела если не полноценный новостной повод, то хотя бы новую, свежую, нужную читателю информацию.
2. Подберите подходящий жанр для материала, если он еще не оговорен с редактором.
3. Набросайте список вопросов для героев вашего материала, даже если это будет не интервью. Не забудьте указать имя и должность ваших комментаторов или главных героев.
6. Не забывайте про объем вашего текста, пишите по существу, кратко, постарайтесь не использовать очень длинных предложений.

Определены темы для новой газеты. Кто не получил тему, придумывает сам, пишет здесь на стене или мне письмом.
 Событийный очерк (домашнее задание: очерк о провденном мероприятии (сказка в актовом зале, чаепитие, дискотека - на выбор).
Журсловарь (буква Д)


Современная ситуация в журналистике.

Очерк интересен тем, что является своеобразной золотой серединой между художественным и публицистическим произведением. Написать его – задача достаточно трудная, так как необходимо учитывать важные структурные компоненты, жанровые особенности и склонность к правдивости. Вымысел здесь уже не пройдёт.

Традиционные отличия:
1. Малая повествовательная форма.
2. Описание реальных событий, происходящих с реальными людьми.
3. В центре – актуальная ситуация.
4. Документальность.
5. Красота художественного стиля. Эмоциональность и образность.

Событийный – чаще всего посвящен какому-нибудь важному событию в жизни достаточно большой группы людей, например, народному празднику, запуску космического корабля, военному параду и т.д.

В путевых очерках автор рассказывает о фактах, событиях, людях, которых ему довелось наблюдать во время своей поездки. Путевой очерк – это всегда рассказ с места событий, даже если автор побывал в этих местах достаточно давно.

"Интервью"
Секреты профессиональных журналистов

1. Не спешите со своими крайне актуальными и сложными вопросами. Сперва, создайте доверительную непринуждённую атмосферу. Поговорите о погоде, о настроении и так далее. Это, конечно же, можно не записывать.

2. Ведите себя естественно. Не стоит погружаться в писанину и читать вопросы, словно вы – робот, озвучивающий текст. Это портит настроение собеседнику, а вам – портит материалы. Могу добавить, что идеальным вариантом являются приятельские отношения (конечно, если речь не идёт о большой политике!): вы можете задавать вопросы, не боясь, что собеседник рассердится или обидится.

3. Оставайтесь человеком. Это самое простое правило, которым многие пренебрегают. Если ваш собеседник нервничает, или воспоминания не даются ему легко, не стоит давить. Вы всегда можете выказать своё сочувствие, вспомнить сходный случай из своей жизни, поделиться опытом. И совсем необязательно это потом включать в статью, просто помните, что вы должны реагировать на рассказ собеседника как слушатель, а не как диктофон – громовым молчанием и медленным поеданием кассетной плёнки.

4. Следите за временем. Многие люди почему-то обожают ходить вокруг да около, пересказывая разными словами одно и то же по многу раз. Замкнутый круг надо разомкнуть. Это можно сделать разными способами, главное, соблюдать приличия и быть учтивым.

5. Обязательно поинтересуйтесь у собеседника, не хотел бы он поговорить о чём-то, чего вы у него не спросили. Возможно, у него есть ещё какая-то интересная информация, спросить о которой просто не пришло вам в голову.

6. Записывайте главное. Помните, мы рассказывали, как брать интервью с помощью блокнота? Только вы знаете, какие материалы в результате выйдут в свет, так зачем записывать несущественное? Конечно, по реакции собеседника можно оценить, как он сам относится к тому, что говорит. Если для него это очень важно – стоит записать. Если же, то, что он говорит, не нужно ни вам, ни ему самому – смело пропускайте это мимо ушей.

Всегда делайте пометки и на бумаге, не бойтесь дублировать материал. Поверьте, часто это может спасти ваше интервью от краха.


Структура редакции и распределение обязанностей



Отчет о проведенной работе  кружка «Журналистика» 3четверть 2012-2013 гг.
На занятия ходит 3-10 детей постоянно (25 учеников записано на кружок).
Все учащиеся (25человек) проявляют участие в работе кружка. Те, кто не может по той или иной причине посетить занятия, берет домашнее задание.  В работе над  след.номером принимают участие все. Есть ученики, которые пишут статьи, другие корректируют и помогают с новыми темами.
В январе-феврале учащиеся 9 класса, состоящие в кружке,  в составе 17 человек ежедневно ездили после уроков на  курсы журналистики.  Дарья Печковская: «Поездка обещала быть не из легких. Пятидневный курс лекций  после загруженного школьными делами дня – не очень – то привлекательная перспектива, но  ребят собралось немало.
Сразу после первого дня занятий, возвращаясь домой полные энтузиазма и энергии, мы изменили свое мнение.  Каждая лекция имела свою тематику: интервью, новостные жанры. Это и привлекало, заскучать времени не было. Занятия вдохновляли нас. Вся группа юных журналистов благодарна нашему учителю и самому институту за возможность узнать и открыть для себя что-то новое. Эта поездка запомнится нам надолго!»
В этом году наша школа принимала участие во  втором региональном Конкурсе школьных изданий 2013 года. Репортаж написали 2 ученицы 7 б класса: Румянцева Маргарита и Карапетян Мари. Они написали интересную статью об экскурсии "Санкт-Петербург  - город разных религий". И вот результат -  номинация «Лучший репортаж» Лауреат:   газета «Калейдоскоп», ГБОУ школа № 320.
Среди пройденных тем в 3 четверти такие, как: Эссе, кем является читатель, фотоинвентарь и его использование, снимок – символ, фоторепортаж, авторские и смежные права, редакция, как планировать номер, правка и редактирование текстов, типа газет, рекламный текст в печати,  как избежать крипторекламы, спонсоринг, бартерная договоренность, язык рекламных текстов, профессиональная этика.


Руководитель кружка «Журналистика»    Березина Юлия Сергеевна









4 номер журнала


3 номер журнала



Зимние курсы журналистики.
В январе-феврале 9 в класс в составе 17 человек ежедневно ездили после уроков на  курсы журналистики.  Рассказывает нам Дарья Печковская: „Поездка  обещала быть не из легких. Пятидневный курс лекций  после загруженного школьными делами дня – не очень – то привлекательная перспектива, но  ребят собралось немало.
Сразу после первого дня занятий, возвращаясь домой полные энтузиазма и энергии, мы изменили свое мнение.  Каждая лекция имела свою тематику:  интервью, новостные жанры.
Это и привлекало, заскучать времени не было. Занятия вдохновляли нас. Вся группа юных журналистов благодарна нашему учителю и самому  институту за возможность узнать и  открыть для себя что-то новое. Эта поездка запомнится нам надолго!“






„Лучший репортаж“
В этом году наша школа принимала участие во  втором региональном Конкурсе школьных изданий 2013 года. Репортаж написали 2 ученицы7б класса: Румянцева Маргарита и Карапетян Мари. Они написали интересную статью о экскурсии „Санкт-Петербург  - город разных религий“. И вот результат -  номинация „Лучший репортаж“ Лауреат: газета „Калейдоскоп“, ГБОУ школа № 320. Поздравим юных журналистов с дебютом!

  Речевые ошибки
Лексическая сочетаемость слов

С этим положением можно согласиться только скрипя сердцем.

Эти дети были обделены от радости.

Тяжелая доля выпала на голову нашего народа.

Дети были бедные, они питались хлебом и солью.

Низкий поклон перед теми, кто воевал.

Над ним разыграли шутку.

Этот поступок был последней каплей, переполнившей бочку с порохом.

Чтобы не было такого хулиганства, надо усилить и увеличить внутренние органы.


Недочеты при образовании форм

Петруша Гринев сначала тоже был недорослью.

Более худшего примера не привести.

В те годы Россия была голодна и нища.

Творчество Высоцкого не спутаешь ни с кем.

Можно рассказать о судьбе обоих сестер.

Ветерану хотелось слов без фальша.

Автор анализирующего текста – писатель В.Тендряков.

В новостях по телевидению постоянно передается о насильстве над людьми.

Мы узнаем об ихних планах.

Был нужен человек, могущий бы помочь в этом деле.

Еще Гоголь писал о великости русского народа.

Вспомним горьковского Ларру – он тоже самолюб и эгоист.

Какую надо иметь мужественность, чтобы так петь перед смертью!

Вадима преследовало раскаивание, но недолго.

Юность – хорошая пора. Молодая, гулящая.

Меня захватили сердцетрепещущие мысли.

Недавно Эстонский сейм утвердил постановление о снесении памятника воину-освободителю.

Русский язык необъемлем.

Это был самый прекраснейший выход из ситуации.

синтаксические ошибки

Автор повествует о том, как нужно правильно путешествовать.

По приезду в Британию сам он сразу едет в Лондон.

С отсталой страны Россия превратилась в великую державу.

Российская молодежь готовы лечь на амбразуру, чтобы не допустить этого.

Те, кто любят литературу, знают это имя.

Добро побеждает над злом – в этом убеждают даже сказки.

Д.Лихачев заостряет внимание на проблему национализма.

Не только он, но даже мы все вместе не могли ничего поделать.

В подтверждение этому приведу такой эпизод.

Разрушаются памятники культуры, которыми нужно гордиться, а не разрушать. Путешествия – не только источник информации, а также слагаемое истории.

Хорошим примером этой проблеме является наш общественный транспорт.

За подвиг ученого он был удостоен орденом.

Я искренне удивляюсь и восхищаюсь талантом писателя.

Особенно часто встречаются нарушения в предложениях с деепричастными оборотами:

Комментируя этот текст, мне кажется, что автор любит путешествовать.

Походив по музеям, путешественнику стало скучно смотреть на все эти физические ценности.

Не заботясь о памятниках малых народов, они могут исчезнуть с лица земли.

Автор убеждает, что, познавая культуру другого народа, посещение музеев не будет иметь особого смысла.

Сидя у реки, мне нравится наблюдать за жизнью уток.

Не став развивать талант, его можно загубить.

Этические ошибки

Этот текст меня бесит.

Михалков сам пистаель, вот он и призывает всех книги читать.

Судя по тому, что говорит автор, он маньяк.

Работы тверских выпускников также не вполне свободны от недочетов подобного рода:

Нужно быть полностью сумасшедшим, чтобы читать книги сегодня.

Но нельзя быть слишком добрым, потому что сам останешься без штанов.

Агеев – очень яркий писатель своего времени, рассказ писателя – это пример человеческой глупости.

Надоели эти пенсионеры: все они плачутся; а не нравится – пусть отправляются на тот свет.

Почему школьная программа принуждает к прочтению всего старья, что именуется классикой?

Учась в школе, я, как и вся современная молодежь, занималась ерундой.

Найдите и исправьте речевые ошибки.

Примеры предложений для нахождения и квалификации речевых ошибок:

Булгаков сожалел, что белая армия понесла крах.

Этот юноша отталкивает всех своим себялюбием и эгоизмом.

Молодому преподавателю не оставалось другого выбора, как показать свои огромные знания.

Этот факт оказал на меня огромное впечатление.

Главной чертой России всегда было чинопочитательство.

В наши дни бескорыстно и бесплатно уже никто ничего не делает.

Этот человек был дворянином от мозга до костей.

Это главная проблема, заложенная в тексте.

Автор повествует нам о том, что нужно правильно путешествовать.

Прочитав текст, явно понимаешь и видишь ту проблему, которую до нас доносит автор.

Шахматы развивают воительность и память.

От своего лица и автора советую путешествовать.

Автор, Д.Лихачев, умело подмечает проблему и убеждает своих сообщников, молодых людей, сохранять памятники культуры малых народов.

Нам советуют слушать музыку Моцарта, чтобы повысить работу умственной деятельности.

Писатель данной статьи гласит, что великая Волга располагается по всей России.

Жарким углем в костре мировой литературы пылает имя моего любимого писателя Гоголя.

Гимназист, стесняясь бедности своей матери, врет парням, что это его бывшая гувернантка

Вадичка сгорел в стыде перед товарищами, но все-таки подошел к матери.

Эта проблема спровоцирована активным развитием науки.

Это был рок судьбы.

Она хотела помочь семье и отцу.

Школьные годы пропали не зря.

Человек в наше время читает книгу по нужде.



Комментариев нет:

Отправить комментарий