понедельник, 5 февраля 2018 г.

Познавательные книги о русском языке



Даль В.И. Иллюстрированный словарь живого русского языка: В 2 т. / [Сост. В.Берестов, Н.Александрова; Худож. оформл. Е.Поликашин]. — СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
В «Толковом словаре живого великорусского языка», созданном Владимиром Ивановичем Далем в середине XIX века, объяснено около двухсот тысяч слов. Для двухтомного словаря из этих несметных сокровищ взята одна сороковая часть. Идея составить такой детский словарь принадлежит известному писателю и поэту Валентину Дмитриевичу Берестову, он написал предисловие и послесловие к словарю. Чтобы нагляднее объяснить старинные слова, были тщательно подобраны репродукции картин и рисунки русских художников — за эту работу издательство выразило благодарность Российской государственной детской библиотеке. Если сравнить настоящий Далев словарь с чудесными хоромами, мастерски украшенными затейливой резьбой (князёкпричелины,серёжкидымники…), то этот «Иллюстрированный словарь» будет входом в хоромы через сени, выстроенные с умением и любовью.
Знакомство с трудом В.И.Даля школьники могут продолжить, прочитав книгу:
Смирнов А.Е. Дар Владимира Даля: Книга для внеклассного чтения. — М.: Дрофа, 2005. — 175 с.: ил.
Ремнева М.Л. Аз Буки Веди / Ил. С.Соколова. — М.: Моск. рабочий, 1995. — 133 с.: ил.
Названная по первым буквам славянского алфавита, эта книга филолога Марины Ремневой на самом деле рассказывает о древней истории письменности у разных народов мира — об узелковом и рисуночном письме, египетских иероглифах, шумерской клинописи, буквенном письме финикийцев. Говорится здесь и о том, чем и на чём писали книги, пока в Европу из Китая не была завезена бумага. Отдельная глава посвящена создателям славянской письменности — солунским братьям Кириллу и Мефодию. Есть глава о новгородских берестяных грамотах и о мальчике, восемь столетий назад нацарапавшем на донышке берестяного лукошка «Поклон от Онфима к Даниле»; глава о Евангелии, переписанном в 1057 году дьяконом Григорием по поручению новгородского посадника Остромира; глава о московском первопечатнике Иване Фёдорове. Всех героев этой книги нарисовал художник Сергей Соколов. Читателя должны заинтересовать его выразительные рисунки.
Розе Т.В. Большой фразеологический словарь для детей. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 224 с.: ил.
Аника-воин и Иван, не помнящий родства, белая ворона и собака на сене, а также шемякин суд и ньютоново яблоко, китайские церемонии и родные пенаты — с малых лет мы слышим эти фразеологические обороты, и хорошо бы нам понимать, что они значат и откуда пришли. В «Большом фразеологическом словаре для детей» приводится около четырёхсот таких устойчивых словосочетаний, доходчиво объясняется значение каждого фразеологизма, рассказывается история его происхождения и даётся пример использования в литературе. Очень занимательный словарь.
Смирнов А.Е. Сорок слов из простокваши / Худож. А.Стройло. — М.: Лайда, 1992. — 48 с.: ил.
Сколько слов можно составить из букв слова «простокваша»? Астра, ворот, коса, остров, пороша, росток, штопка… Автор пообещал сорок, но в конце концов, у него получилось двести существительных! Но дело не в количестве, а в том, что за этими словами открывается. Большой словарный запас позволяет нам ярче и точнее формулировать мысли. Так, понемногу «вычерпывая» свои двести слов из простокваши, Алексей Смирнов играючи объясняет, что такое синонимы и антонимы, какими бывают рифмы и как определять стихотворный размер. Постепенно он увлекает читателей сочинением русских лимериков — коротких и забавных стихотворений, происходящих из одноимённого ирландского городка. «…Цель у автора простая: расшевелить неподвижных, пробудить дремлющих, поддержать нерешительных, увлечь сомневающихся и самому удивиться их активности, способностям, азарту». Книжка, на вид детская, заинтересует и людей постарше.
Успенский Л.В. Беда с этим козликом: Рассказы о правописании / Рис. В.Гусева. — Л.: Дет. лит., 1978. — 112 с.: ил.
Начинающие ученики неизменно затрудняются в правописании самых простых слов: сова и козёл, дуб и луг, мышь и рожь, шина и желток, цыган, цирк и цифра, солнце и сердце. Преодолеть затруднения отлично помогут рассказы Льва Васильевича Успенского. Не забывая о весёлом характере своего повествования, для разъяснения правил современной русской орфографии Успенский свободно обращается к орфографии старой, вышедшей из употребления, к областным говорам, родственным связям русского с другими языками и к языковым различиям. Так что много пользы и удовольствия извлекут и взрослые, читая эти рассказы вместе с детьми. Тем более что Успенский написал их в лучших традициях отечественной познавательной литературы. О других его книгах скажем позднее.

Книги для среднего и старшего школьного возраста
Барашков В.Ф. А как у вас говорят?: Книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1986. — 111 с.: ил.
Издавна в русском языке бытуют многочисленные местные слова. На севере, например, родник называют кипуном, на юго-западе — студенцом и криницей. Красную смородину в Архангельской области зовут кислицей, в Новгородской и Вологодской —княжихой, в Смоленской — поречкой, а в Карелии — сестрянкой. Одни и те же слова в разных областях произносятся по-разному. Книга Венедикта Барашкова рассказывает о русских народных говорах и о том, как работают учёные-диалектологи. Много воды утекло с тех пор, как Л.Н.Толстой воскликнул: «Что за прелесть народная речь! И картинно, и трогательно, и серьёзно». Но и сейчас ещё не всё потеряно.
Кондратов А.М. Земля людей — земля языков. — 2-е изд. — СПб.: Авалон: Азбука-классика, 2006. — 224 с. — (Рус. словесность).
Первое издание вышло в 1974 году. Второе увидело свет благодаря новой серии «Русская словесность». В ней издаются достойные научно-популярные работы прошлых лет.
В списке книг о русском языке книга о языках мира совершенно необходима. Она объяснит школьникам, что русский принадлежит к славянской группе языков. И что славянские языки вместе с другими — немецким, итальянским, греческим, армянским, осетинским, таджикским, цыганским, например, — составляют великую индоевропейскую семью. И в каких отношениях русский находится с языками других великих семей. Александр Михайлович Кондратов — превосходный рассказчик. Он много путешествовал, занимался исследованиями древних надписей и рукописей, писал познавательные книги на разные темы. По специальности он лингвист, и его книга о языках мира заслуживает особого внимания. Названия некоторых глав: «Славяне, балтийцы, германцы», «От Греции до “Крыши мира”», «Языки живые, мёртвые и умирающие», «Венгры и Аттила», «Кавказ — “гора языков”», «В поисках праязыка».
Книга того же автора об истории письменности:
Кондратов А.М. Письмена мёртвые и живые. — СПб.: Авалон: Азбука-классика, 2007. — 256 с. — (Наследие).
Королёва М. Говорим по-русски с Мариной Королёвой. — М.: Слово/Slovo, 2005. — 312 с.
Северская О. Говорим по-русски с Ольгой Северской. — М.: Слово/Slovo, 2005. — 256 с.
Филологи и журналисты Марина Королёва и Ольга Северская ведут на радиостанции «Эхо Москвы» передачи «Говорим по-русски» и «Как правильно». Трудности русского языка ведущие разъясняют очень занимательно, кратко и толково. Первая книга — о правильном произношении и употреблении слов. Вероятно, она может пригодиться не только русским юным и взрослым людям, но и тем, для кого русский неродной язык. Вторая книга — о современном русском языке: о новых заимствованиях из иностранных языков, молодёжном сленге, компьютерном жаргоне, стилистике популярных романов. Учителя-словесники уже высоко оценили, а читатели просто полюбили книги М.Королёвой и О.Северской.
Костомаров В.Г. Жизнь языка: От вятичей до москвичей. — М.: Педагогика-Пресс, 1994. — 240 с.: ил.
Чтобы рассказать о далёком прошлом русского языка, автор призвал на помощь придуманную школьницу Настю и снабдил её сказочным талисманом, которому поручил роль проводника и толкователя. В познавательной литературе такой приём широко распространён. И среди авторов, и среди читателей у него есть сторонники и противники. Но в любом случае, хорошо изданная и вполне подробная книга для подростков об истории русского языка — явление интересное и редкостное.
А старшеклассникам рекомендуем книгу научно-популярных очерков:
Колесов В.В. История русского языка в рассказах. — СПб.: Авалон: Азбука-классика, 2007. — 224 с. — (Рус. словесность).
Милославский И.Г. Зачем нужна грамматика?: Книга для внеклассного чтения учащихся 8-10 классов средней школы. — М.: Рус. слово, 2000. — 168 с. — (Кладезь знаний).
Книга состоит из трёх глав. Самая большая и важная — первая глава: «Грамматические характеристики слов и свойства предметов, признаков и действий». Сколько родов у русских существительных? Зачем нужен падеж? Как можно охарактеризовать предмет? Время глагола и время действия… Во второй главе рассматриваются так называемые капризы формы существительных, прилагательных и глаголов. Третья глава называется так: «Зачем мне всё это, если я буду рабочим, инженером, медиком?»
Милославский И.Г. Как разобрать и собрать слово: Книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1993. — 192 с.: ил.
Здесь рассматриваются все виды разбора слова, и это, конечно, непростая книга, но для изучения языка очень полезная, притом увлекательно написанная. Вот что говорит автор: «…различные виды разбора слова никогда не могут быть самоцелью, разделением целого на кусочки, предназначенные для помещения в специальные клеточки, снабжённые учёными названиями. Разбор слова — по составу, словообразовательный, морфологический и особенно лексический — это средство для лучшего понимания услышанного и прочитанного».
Миронова Т.Л. Необычайное путешествие в Древнюю Русь: Грамматика древнерусского языка для детей / Худож. В.Тихомиров. — М.: Роман-газета, 1994. — 256 с.: ил.
Читатель (предположительно, ученик 5-8 классов) узнает, как говорили жители Новгородской земли семьсот лет назад, занимаясь обыденными домашними делами, воспитывая детей и разрешая государственные споры. Даже считалки и дразнилки здесь самые настоящие, древнерусские. И недаром выбран Новгород, где археологи находят берестяные грамоты, доносящие до нас подлинную речь древних горожан. В книге четыре части: приключенческая повесть с перемещением во времени, толковник (истолкование слов, встретившихся Ване и Васе в их необычайном путешествии в Древнюю Русь XIII века), краткая грамматика древнерусского языка, затем — несколько примеров из древнерусских рукописей.
Мокиенко В.М. В глубь поговорки: Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений. — Изд. 3-е, перераб. — СПб.: Авалон: Азбука-классика, 2007. — 256 с. — (Рус. словесность).
Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. — Изд. 2-е, перераб. — СПб.: Авалон: Азбука-классика, 2005. — 256 с. — (Рус. словесность).
Профессор Валерий Михайлович Мокиенко рассказывает об истории устойчивых сочетаний слов — поговорок, фразеологизмов. У него есть ещё две книги на ту же тему: «Славянская фразеология» (М., 1980) и «Образы русской речи» (Л., 1986). Фразеологическая тетралогия, в целом. Как слова сливаются в устойчивые сочетания? Как рождаются фразеологические образы? Кто сочиняет поговорки? Как влияет на их создание речь разных слоёв населения? Чтобы дойти до первоначального смысла фразеологизмов, нужно глубоко знать русский фольклор и литературу. Нужно обращаться к классике отечественной филологии — трудам В.И.Даля, Ф.И.Буслаева, А.А.Потебни, В.В.Виноградова. Автор в полной мере этими знаниями обладает и умеет передать их в занимательной форме.
Откупщиков Ю.В. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. — Изд. 4-е. — СПб.: Авалон: Азбука-классика, 2005. — 352 с. — (Рус. словесность).
Почему тот или иной предмет или явление, или существо называется так, а не иначе? Действительно, у каждого разумного человека должно дух захватывать от одного взгляда в глубины происхождения слов. Само слово этимология древнегреческого происхождения и означает «истинный смысл». Умело и творчески пользуясь сравнительно-историческим методом, учёный-этимолог восстанавливает «биографию» того или иного слова и прослеживает его «родословную». В книге профессора Юрия Владимировича Откупщикова «К истокам слова» собраны поразительные правдивые, а порой предположительные истории о происхождении слов, как обиходных, так и редких.
Этимология является предметом нескольких интереснейших книг. В серии «Русская словесность» изданы также:
Казанский Б.В. Приключения слов. — Изд. 2-е. — СПб.: Авалон: Азбука-классика, 2007. — 256 с. — (Рус. словесность).
Первое издание появилось в 1931 году! В этой замечательной, особенно для своего времени, книге речь идёт в основном об истории заимствованных слов.
Лутовинова И.С. Слово о пище русской. — Изд. 2-е, перераб. — СПб.: Авалон: Азбука-классика, 2005. — (Рус. словесность).
Специалист по русским говорам рассказывает о названиях традиционных кушаний.
Панов М.В. Занимательная орфография: Книга для внеклассного чтения учащихся 7-8 классов / Рис. В.Шварца. — М.: Просвещение, 1984. — 159 с.: ил.
Михаил Викторович Панов (1920-2001) — выдающийся языковед и преподаватель. Его «Занимательная орфография» — восхитительный пример того, как должна быть написана научно-популярная книга — логично и лаконично, со знанием дела и фантазией. Эта книга, сразу предупреждает автор, не пособие для неуспевающих учеников. Она способствует грамотности постольку, поскольку объясняет, как устроено русское письмо, и помогает понять, откуда берутся правила, прописанные в школьных учебниках. От главы к главе учёный подводит читателя к осознанию идеи, что русское письмо основано на фонемном принципе. Различие между буквами, звуками и фонемами поясняется в «Занимательной орфографии» самыми живыми примерами. Усердный школяр, вдумчиво прочитавший книгу М.В.Панова, будет вознаграждён сознательным отношением к непростой, но разумной русской орфографии. Этот просвещённый человек уже не станет говорить, что было бы лучше, если бы мы писали по принципу «как слышится, так и пишется». И впредь он будет изучать не разрозненные правила русского языка, а целостную систему, в которой одно правило поддерживает другое.
О Панове здесь надо еще сказать, что он составил отличный словарь для школьников:
Энциклопедический словарь юного филолога: (Языкознание) / Сост. М.В.Панов. — М.: Педагогика, 1984. — 352 с.: ил.
Словарь содержит статьи об основных понятиях языкознания, о научных взглядах лингвистов, о стилистических особенностях творчества писателей.
Успенский Л.В. Загадки топонимики. — М.: Мол. гвардия, 1973. — 272 с. — (Эврика).
Успенский Л.В. Имя дома твоего: Очерки по топонимике. — М.: Армада-пресс, 2002. — 320 с.: ил. — (Что в имени?..).
Лев Васильевич Успенский (1900-1978) — классик познавательной литературы для юношества, лингвист, переводчик, сотрудник знаменитых детских журналов «Чиж» и «Ёж», в тридцатые годы ХХ века один из создателей (вместе с Я.И.Перельманом) Дома занимательной науки. Успенский написал много книг, чтобы заинтересовать школьников языкознанием. И преуспел в этом благородном деле.
О весёлых рассказах для детей «Беда с этим козликом» говорилось выше.
«Загадки топонимики» и «Имя дома твоего» — рассказы о происхождении географических названий. Книги не повторяют, а дополняют одна другую.
Успенский Л.В. По дорогам и тропам языка / Рис. В.Воробьёва. — М.: Дет. лит., 1980. — 271 с.: ил.
Книга о фонетике, морфологии и словообразовании. О законах, по которым строится русский язык.
Успенский Л.В. По закону буквы / Худож. Г.Бойко, И.Шалито. — М.: Мол. гвардия, 1979. — 240 с.: ил. — (Эврика).
История русского алфавита. Ведь каждая буква имеет свою судьбу!
Успенский Л.В. Почему не иначе?: Этимологический словарик школьника. — М.: Дет. лит., 1967. — 302 с.: ил.
Задачей Успенского при составлении словаря было показать школьникам работу этимолога — «с какими трудностями он встречается, к каким хитростям и уловкам прибегает при своей охоте за предками наших слов».
Успенский Л.В. Слово о словах: Очерки о языке / Послесл. Б.Алмазова; Рис. Ю.Киселёва. — Л.: Дет. лит., 1982. — 287 с.: ил. — (Шк. б-ка).
«Слово о словах» написано в 1954 году. Это книга о языках мира, об их сходстве и различиях.
Успенский Л.В. Ты и твоё имя: Рассказы об именах. — М.: Армада-пресс, 2002. — 316 с.: ил. — (Что в имени?..).
Рассказ об антропонимике, изучающей личные имена, отчества и фамилии. Первое издание вышло в 1960 году. Вероятно, «Имя дома твоего» и «Ты и твоё имя» — самые читаемые книги Л.В.Успенского. Вообще же, нужно заметить, что он сумел охватить разные области языкознания.
Взрослым читателям жизнь и творчество Л.В.Успенского хорошо представляет сборник:
Успенский Л.В. За языком до Киева: Лингвистическая проза; Повесть; Рассказы; Публицистика; Письма. — М.: Лениздат, 1988. — 511 с.
В сборнике примечателен очерк «Хорошо или правильно? (Культура речи)». Это советы лингвиста родителям, как говорить с младенцами и детьми постарше, что и как читать вслух, а также рассуждение о пользе словесных игр (буриме, палиндромы, кроссворды).
Федосюк Ю.А. Русские фамилии: Популярный этимологический словарь. — [Переизд.]. — М.: Флинта: Наука, 2006. — 237 с.
Ясно, что Иванов — потомок какого-то Ивана, а родоначальником Плотникова был плотник. Но далеко не все наши фамилии так легко объяснимы — даже знакомые и давно привычные. Например, Мичурин, Кутузов, Есенин. Нетрудно выделить исходные слова: Мичура, Кутуз, Есеня. Но что они означают? Словарь, толкующий значение русских фамилий, составил филолог и журналист Юрий Александрович Федосюк.
Федосюк Ю.А. Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века. — Изд. 5-е, испр. — М.: Флинта: Наука, 2002. — 264 с.
Книга о старинной русской жизни, русской классической литературе и русском языке, каким он был в позапрошлом столетии. Юрий Федосюк объясняет, богат ли помещик, владеющий двумястами десятин земли, щедр ли чиновник, дающий на чай «синенькую», кто из героев выше по положению, когда одного титулуют «ваше благородие», а другого — «ваше сиятельство», в какое время года происходят события, если написано «в Успеньев день» или «на Фоминой неделе». Отражены все стороны быта: праздники и посты, родство и свойство, чины и звания, жизнь дома и в пути, танцы и игры. Собрано великое множество диковинок и словечек.
Филякова Е., Меньшов В. Русская письменность. — М.: Белый город, 2002. — 48 с.: ил. — (История России).
Издатели говорят, что книга предназначается «для старшего школьного возраста». Однако, скорее всего, она без особого труда будет прочитана младшими подростками. Как и другие книги популярной серии «История России», эта невелика по объёму и ярко иллюстрирована. В ней рассказывается об истории русской письменности: о загадочных «чертах и резах», о славянском алфавите и средневековых рукописях. Чрезвычайно интересны сведения о недавней находке древнейшей Новгородской Псалтири и, конечно, о судьбе «Слова о полку Игореве», о поисках Либереи, библиотеки Ивана Грозного. Авторы уделили почтительное внимание словарям В.И.Даля, Д.Н.Ушакова и С.И.Ожегова.
И всё же старшеклассникам хорошо бы найти и другую книгу:
Уханова Е.В. У истоков славянской письменности. — М.: Изд. дом «Муравей», 1998. — 240 с.: ил.
В ней история создания кириллицы и глаголицы изложена с точки зрения современной строгой филологии. Подробно говорится о древнерусских рукописях — подлинных, как Остромирово Евангелие, и поддельных, как «Велесова книга».
Чуковский К.И. Живой как жизнь: О русском языке. — М.: Дет. лит., 1982. — 172 с.
Впервые книга вышла в 1962 году. Русская речь с тех пор от некоторых «хворей» избавилась, а другие приобрела. Но к мнению Корнея Чуковского и сегодня стоит внимательно прислушаться. В предисловии к этому изданию известный филолог Л.П.Крысин пишет, что Чуковский не считал себя учёным-лингвистом, однако «он не был лингвистом лишь в том смысле, что не ходил на службу, скажем, в Институт языкознания, а учёным — разве только потому, что не заседал в учёных советах. Во всех остальных отношениях это был прекрасный, тонкий исследователь, замечательный знаток русского языка, его истории, его современной жизни». В основе книги лежат газетные и журнальные статьи, опубликованные Корнеем Ивановичем в 1960-1961 годах, когда в печати разгорелся спор о чистоте и правильности нашей речи. Чуковский страстно защищал литературные нормы, но и призывал радоваться живому языку. С чем он беспощадно боролся, так это с мнимой учёностью, чиновничьим слогом, шаблонами и штампами. Эпиграф к своей книге он выбрал из Гоголя: «В нём [в русском языке] все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно».
Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание; Русский язык / Гл. ред. М.Д.Аксёнова. — М.: Аванта+, 1998. — 704 с.: ил.
Детская энциклопедия издательства «Аванта+» пользуется заслуженным уважением читателей. Все её солидные тома современны, научно обоснованны и весьма занимательны. Что касается языкознания — «конечно, даже из очень толстой книги нельзя узнать о языке всё. Это и не нужно. Главное — открыть для себя мир языка, полный тайн и загадок. Он находится не в бездне космоса и не за синим морем, а вокруг нас».
Разделы энциклопедии: «Как устроен язык», «Русский язык» (главы о лексике, фонетике, графике и орфографии, составе слова, морфологии, синтаксисе, истории русского языка и его диалектах), «Языки мира», «Язык в действии», «Письменность», «История лингвистических открытий», «Язык в мире людей». И, наконец, «Лингвистические задачи» — для тех школьников, которые уже вполне освоились в мире языка.

Светлана Малая

воскресенье, 29 октября 2017 г.

 Литературный конкурс

19 Октября в гимназии состоялся литературный конкурс на «Кубок главы Приморского района «Мир, в котором мы живем» в номинации «Художественное слово». От класса выступала Беляева Алина.























Сергей Есенин





Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.

Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать…
Где ты, где, моя тихая радость,
Все любя, ничего не желать?

1918
 Осенние каникулы! 



И.А. Ефремов. «На краю Ойкумены»
В. Ян. «Чингисхан»
А.К. Толстой. «Князь Серебряный»
С.А. Могилевская. «Крепостные королевны»
Ф. Купер «Зверобой»

четверг, 1 июня 2017 г.

Список литературы на лето. 7 класс

Список литературы для летнего чтения
7 класс
1. Ж.-Б. Мольер. ’’Брак поневоле’’
2. Д.Дефо. ’’Робинзон Крузо’’
3. К.Арсеньев. ’’Дерсу Узала’’

4. Д.Лондон. ‘’Мексиканец’’, ’’Любовь к жизни’’
5. Р.Л.Стивенсон. ’’Остров сокровищ’’
6. А.С.Пушкин. Поэмы ‘’Цыганы’’ , ‘’Полтава’’; повести ‘’Гробовщик’’, ’’Станционный смотритель’’; ‘’Сказка о золотом петушке’’
7. Р.Фраерман. ’’Дикая собака Динго’’
8. Н.В.Гоголь. ‘’Портрет’’, ’’Нос’’
9. И.С.Тургенев. ’’Бежин луг’’, ’’Бирюк’’
10. Н.С.Лесков. ’’Левша’’
11. М.Е.Салтыков-Щедрин. ’’Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил’’, ’’Премудрый пескарь’’
12. Л.Н.Толстой. ’’После бала’’
13. А.П.Чехов. ’’Хамелеон’’, ’’Пересолил’’, ’’Лошадиная фамилия’’, ’’Размазня’’
14. А.Платонов. ’’Иван Великий’’
15. Ф.Абрамов. ‘’О чем плачут лошади’’
16. И.А.Бунин. ‘’Лапти’’
17. Е.И.Носов. ‘’Живое пламя’’
18. Ю.П.Казаков. ’’Тихое утро’’
19. Д.С.Лихачев. ‘’Земля родная’’
20. К.Г.Паустовский. ‘’Мещерская сторона’’
Произведения для внеклассного чтения
1. Ю. Платонов. ≪Юшка≫, ≪Песчаная учительница≫
2. Л. Андреев. ≪Кусака≫
3. А. Алексин. ≪Безумная Евдокия≫
4. Е. И. Носов. ≪Кукла≫
5. А.Грин. ≪Алые паруса≫
6. Д.Олдридж. ≪Последний дюйм≫
7. Дж.Лондон. ≪Любовь к жизни≫
Произведения для самостоятельного чтения
19 век
1. Ж.Верн. ≪Дети капитана Гранта≫, ≪Двадцать тысяч лье под водой≫, ≪Таинственный остров≫
2. Ч.Диккенс. ≪Дэвид Копперфильд≫
3. Ф.Купер. ≪Зверобой≫, ≪Следопыт≫, ≪Последний из могикан≫
4. М.Рид. ≪Оцеола, вождь семинолов≫, ≪Всадник без головы≫
5. Р.Сабатини. ≪Одиссея капитана Блада≫
6. В.Скотт. ≪Айвенго≫, ≪Квентин Дорвард≫
7. Г.Р.Хаггард. ≪Копи царя Соломона≫, ≪Дочь Монтесумы≫
20 век
1. А.Р. Беляев. ≪Над бездной≫, ≪Продавец воздуха≫, ≪Ариэль≫
2. В.П.Беляев. ≪Старая крепость≫
3. В.А.Каверин. ≪Два капитана≫
4. В.К. Железников. ≪Чучело≫
5. Л.А.Кассиль. ≪Кондуит и Швамбрания≫
6. В.П. Крапивин. ≪Дети синего фламинго≫, ≪Мальчик со шпагой≫
7. А.Н.Толстой. ≪Гиперболоид инженера Гарина≫, ≪Аэлита≫
8. Г.Н.Троепольский. ≪Белый Бим Черное Ухо≫
9. О.Генри. ≪Вождь краснокожих≫, ≪Трест, который лопнул≫, ≪Короли и капуста≫
10. Г. Уэллс. ≪Невидимка≫